Мифология и фольклор
2831 1 мин Читать позже
Следующая история
Иоаким и Анна
Герои мифов и легенд2831 1 мин Читать позже
Иоаким и Анна - христианском предании родители девы Марии, чета ближайших предков Иисуса Христа (церк. слав. «богоотцы»). В канонических новозаветных текстах Иоаким и Анна не упоминаются (евангелисты в соответствии с иудейской традицией сакрального права заинтересованы исключительно в генеалогии Христа со стороны Иосифа Обручника, т.е., строго говоря, как бы в легальной фикции). Первоисточник многочисленных легенд об Иоакиме и Анне - раннехристианский апокриф «Рождество Марии», возникший ок. 200 (по-видимому, в Египте) и получивший впоследствии название «Протоевангелие Иакова». По преданию, Иоаким происходил из колена Иуды, из царского и мессианского рода Давида (будучи, т. о., родичем Иосифа Обручника), а Анна - из колена Левия, из священнического рода Аарона, в их браке соединилось наследственное преемство царского и священнического сана. Тот и другой сан получал утверждение в их личной праведности ветхозаветного типа, будучи людьми состоятельными, они треть своих доходов отдают на жертвоприношения и пожертвования в Иерусалимский храм, треть - на дела милосердия и только треть оставляют себе. До преклонных лет, несмотря на все их молитвы, им было отказано в потомстве.
Когда Иоаким в очередной раз явился в храм с жертвой, его оттолкнули на том основании, что его бездетность - очевидный знак отверженности, а значит, и его жертва неугодна богу. Глубоко удручённый старец ушёл из дому и жил с пастухами, в долгих жалобах оплакивая своё бесплодие среди общего плодородия природы (образец для многочисленных жалоб на бездетность в средневековой литературе, в том числе и русской), пока ангел не велел ему возвращаться к жене, обещав рождение младенца, то же обещание получила на молитве и Анна. Радостная встреча постаревших супругов у Золотых ворот Иерусалима - излюбленная тема живописи средних веков и Возрождения. Иоаким и Анна три года воспитывают поздно родившуюся дочь (византийская иконографическая традиция знает изображение этой четы, склонившейся над Марией, которая делает свой первый шаг, - мотив, имеющий соответствие в том же апокрифе), а затем по обету посвящают её богу и отдают в храм. Для христианской догматики и культа отношения Иоакима и Анны - воплощение наиболее полной чистоты в браке, выражение христианской мистики брака, отмеченное печатью чуда (в католицизме в 19 в. оформился особый догмат о непорочном зачатии девы Марии в браке её родителей). Из многочисленных изображений на тему легенды о Иоакима и Анны - фрески Джотто. На исходе средневековья на Западе Анна получает отдельный культ (отражающийся и в иконографии) как целительница болезней, особенно чумы.
Когда Иоаким в очередной раз явился в храм с жертвой, его оттолкнули на том основании, что его бездетность - очевидный знак отверженности, а значит, и его жертва неугодна богу. Глубоко удручённый старец ушёл из дому и жил с пастухами, в долгих жалобах оплакивая своё бесплодие среди общего плодородия природы (образец для многочисленных жалоб на бездетность в средневековой литературе, в том числе и русской), пока ангел не велел ему возвращаться к жене, обещав рождение младенца, то же обещание получила на молитве и Анна. Радостная встреча постаревших супругов у Золотых ворот Иерусалима - излюбленная тема живописи средних веков и Возрождения. Иоаким и Анна три года воспитывают поздно родившуюся дочь (византийская иконографическая традиция знает изображение этой четы, склонившейся над Марией, которая делает свой первый шаг, - мотив, имеющий соответствие в том же апокрифе), а затем по обету посвящают её богу и отдают в храм. Для христианской догматики и культа отношения Иоакима и Анны - воплощение наиболее полной чистоты в браке, выражение христианской мистики брака, отмеченное печатью чуда (в католицизме в 19 в. оформился особый догмат о непорочном зачатии девы Марии в браке её родителей). Из многочисленных изображений на тему легенды о Иоакима и Анны - фрески Джотто. На исходе средневековья на Западе Анна получает отдельный культ (отражающийся и в иконографии) как целительница болезней, особенно чумы.
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии...
- Нет оценок
Мой список для чтения
- Мистика 11084
- Книги ужасов 1227
- Маньяки и серийные убийцы 3400
- Привидения, призраки, сущности, видения 4300
- Интернет, SCP, страшные игры, файлы 645
- Транспорт 822
- Страшные стихи, тёмная романтика 2419
- Городские легенды, мясо 2469
- Сумасшедшие, странные люди, клоуны 1003
- Водоёмы, русалки, утопленники 797
- Полтергейст, домовой, чертовщина 3544
- Истории из лагеря, детские, СССР 1432
- Истории про кладбище 1761
- Больница, морг, врачи, медицина 1943
- Кошмары, вещие сны, сонный паралич 3437
- Страшные звери и силы природы 2658
- НЛО и инопланетяне, космос 380
- Темнота, ночь 3181
- Проклятые предметы, зло 1170
- Заброшенные, нехорошие и гиблые места 4458
- Необъяснимые и странные события 2510
- Магия, колдовство, ведьмы и колдуны 3466
- Ангелы и демоны, зомби, существа 4364
- Родственники, семья, дети 4331
- Смерть, загробный мир, астрал 3347
- Мифология и фольклор 3011
- Фильмы ужасов XX века 2052
- Оккультизм 2746
- Фанфики 5856
- Сказки 7967
- Аудио истории 272
- Галерея 53