Разместить рекламу здесь
Культовые фильмы ужасов

Одержимая (Possession, 1981)

Автор подтвержден Алексей Петров, Дмитрий Витер
19172 3 мин Читать позже
Одержимая (Possession, 1981)
Режиссер: Анджей Жулавски. В главных ролях: Изабель Аджани, Сэм Нил, Маргит Карстенсен, Хайнц Беннент, Йоханна Хофер.

Марк отказывается от работы на спецслужбы, чтобы проводить больше времени с семьей. Но, как зачастую бывает, принимает это решение слишком поздно. Вернувшись домой, он узнает о том, что его супруга Анна влюблена в другого, и жизнь без этого другого ей не мила, в то время как с Марком уже невыносима. Они делят имущество и ребенка, ломают мебель и остатки чувств, выкрикивают ругательства и взывают к состраданию. Типичная семейная драма типично упирается в стену непонимания. Не вернуть, не склеить, не простить. За пеленой гнева и уязвленного самолюбия Марк не замечает явного сумасшествия жены, ее отдаления не только от мужа, но и от любовника, тайны, которую она хранит от обоих. Конфликт развивается в привычной для Жулавского экзальтированной манере. Герои почти не выходят из состояния истерики, на взводе выясняют отношения. То, что у режиссера порой будет получаться нарочитым и откровенно странным, здесь на удивление органично. Мужчина и женщина доводят друг друга до исступления, до той черты, когда не действуют аргументы и появляется ощущение загнанности в угол, когда нет сил говорить и остается только заорать — до вздутых вен и брызжущей слюны. Остается только причинить боль себе, удариться головой о стену, порезать шею кухонным ножом. Только так можно остановить поток ненависти.

Комната с белым потолком лишает права на надежду, являя вид не на огни, а на Берлинскую стену. И такая же стена вырастает между мужчиной и женщиной, которые никогда не смогут друг друга понять, но всегда будут одержимы стремлением друг к другу. Неудовлетворенные потребности и неоправданные ожидания у Жулавского оборачиваются доппельгангерами героев. Но, если традиционно двойник является творением подсознания человека и олицетворяет вытесненные теневые желания, то здесь все выворачивается наизнанку. Анна создает нового Марка, этакий тентаклеобразный вибратор. Марк создает новую Анну, одомашненную Еву взамен вырвавшейся из-под контроля и дикой в своей сексуальности Лилит. И это не единственный сломанный шаблон: симптоматика, свойственная изгнанию бесов, здесь оборачивается их рождением. Интересно и то, что одна из центральных сцен, где вместе с кровью и слизью, грязью и безумием Анна исторгает из своего чрева нечто, названное верой, по сути, дублируется рождением надежды из делирийных конвульсий Марка, не столь эффектных, потому обычно обходимых вниманием. Через муки и самопожертвование, через смерть и разложение появляются новые сущности. Не люди, но что-то большее. Что-то свободное от оков и страшное в своей свободе. Рукотворные идолы взамен убитого Бога, ницшеанская бездна вместо дебрей психоанализа. Так, стартуя хроникой одного развода, фильм кульминирует религиозными дилеммами, превращаясь в поле битвы между болезненностью веры и страхом перед вседозволенностью. Бог мучит, но без него останутся только взаимоисключающие добродетели и сомнительный случай.

Черными крестами декорируются душевные метания, электромясорубкой жужжит саспенс. Мятущаяся камера преследует героев по пятам, покачиваясь в такт их шагам, то обгоняя и заглядывая в искаженные лица, то сверля их затылки, мельком выхватывая из интерьеров портреты основателей марксизма и совершая облеты вокруг своей оси. Серость безлюдного города разит Апокалипсисом, а практики дзен-буддизма не гарантируют спасения души. И утонченное эстетство, и житейский прагматизм пасуют перед ведьмовской женской сущностью, подчиняясь ей. Розовые носки кольцуют повествование, обрекая историю на вечное повторение, а человека на вечные поиски. Говорят, к старости обостряются доминирующие черты характера. Глядя на Анджея Жулавского сейчас, на злость, которую он изливает на окружающих в силу творческой фрустрации, невольно думаешь, что привлечь внимание ему хотелось всегда. «Одержимая» — кино, безусловно, эпатажное. Просто потому, что нет иного смысла вводить в сюжет эволюционирующую в антропоморфное существо склизкую биомассу, неважно, метафорой чего она является. Другое дело, что в том эпатаже нет ничего предосудительного. Важно то, как история семейного конфликта обрастает чертами хоррора, чтобы на выходе превратиться в метафизическую притчу. Триер рыдает и ползет к подоконнику, Линч сходит с ума и слетает с шоссе в никуда, Юнг пугается собственной Тени, Восточная Европа в ужасе рожает обратно монстра коммунизма, а Ницше и Достоевский тянут на себя канат человеческой души. Кроваво-красным рисует Жулавский историю одержимости — Богом, бесом, верой, любовью, и его собственному безумству поем мы славу.
Одержимая (Possession, 1981) смотреть онлайн
Следующая история 
Понравилась история, поделись с друзьями:
Вконтакте Одноклассники Мой мир Facebook Twitter Viber Telegram WhatsApp
  • 108 clap 16
Мой список для чтения
  1. Мистика 11076
  2. Книги ужасов, хоррор рассказы 1318
  3. Маньяки, серийные убийцы, преступления 3412
  4. Привидения, призраки, сущности, видения 4301
  5. Интернет, SCP, страшные игры, файлы 645
  6. Транспорт 822
  7. Страшные стихи, тёмная романтика 2420
  8. Городские легенды, мясо 2685
  9. Сумасшедшие, странные люди, клоуны 1004
  10. Водоёмы, русалки, утопленники 798
  11. Полтергейст, домовой, чертовщина 3542
  12. Истории из лагеря, детские, СССР 1433
  13. Истории про кладбище, мертвецы 1763
  14. Больница, морг, врачи, медицина 1948
  15. Кошмары, вещие сны, сонный паралич 3435
  16. Страшные звери и силы природы 2657
  17. НЛО и инопланетяне, космос 379
  18. Темнота, ночь, сумерки, морок 3180
  19. Проклятые предметы, зло 1171
  20. Заброшенные, нехорошие и гиблые места 4455
  21. Необъяснимые и странные события 2509
  22. Магия, колдовство, ведьмы и колдуны 3469
  23. Ангелы и демоны, зомби, существа 4366
  24. Родственники, семья, дети 4335
  25. Смерть, загробный мир, астрал 3925
  26. Наука, история и современность 35
  27. Культовые фильмы ужасов 2053
  28. Мифология и фольклор 3011
  29. Сказки и былички 7977
  30. Оккультизм 2747
  31. Фанфики 5857
  32. Аудио истории 308
  33. Галерея 59
Обсуждаемые истории

    Артанис: Автор забыл уточнить, что у девочки вместо ног оказались голые кости.…
    Красные гольфы

    Артанис: Наивный мальчик! Поверьте человеку, живущему на Западе третий десяток лет, что легко человека почти любой национальн…
    Вечный скиталец

    Артанис: Кровь, увиденная во сне, означает, что ты наяву встретишься с кровными родственниками. Так что вспоминай, кто из тво…
    Слабость