Мифология и фольклор

Снегурочка, как живую девушку приносили в жертву (слабонервным не читать)

AlGA
187 4 мин Читать позже
22 мая 2013 14:30

Когда в науке говорят «похороны масленицы» или в народе говорят «русалку хоронят», то эти выражения верны лишь отчасти, поскольку весь обряд имитирует похоронную процессию. Но хоронить можно только мертвого, в обряде же хоронимое существо не мертво, а живет. Мы имеем не похороны, а предание смерти живого существа.

В.Я. Пропп показал, что «в русских праздниках… момент растерзания, утопления и сожжения сопровождается ликованием, весельем, смехом и фарсовыми действиями… Никакого празднования воскресения в русских обрядах и праздниках нет. Праздник состоит не в воскресении, а в умерщвлении».

Фрэзер, устанавливая в «Золотой Ветви» связь между праздниками, на которых сжигали чучела, и сожжением живых людей, писал: «Первобытные люди вовсе не принимали в соображение человеческое страдание.»

Спутница Деда Мороза Снегурочка — ожившая снежная баба, символ зимы и смерти, заложный покойник. Снегурку связывают с приносимой в жертву Костромой, которая тоже является заложным покойником, и имеет связь со смертью. Чтобы Мороз не трогал, кельты приносили ему жертву: привязывали девушку, которая замерзала. Представляется, что Снегурка и может быть принесённой в жертву богу зимы замороженной девушкой, которая стояла до весны в виде снежной бабы, а на Масленицу сжигалась, что и означало «проводы зимы». Вероятно, непогребённый, замороженный в снежной бабе труп девушки и сближал Снегурочку с заложными покойниками.

В одной из обрядовых песен о Костроме поется так: «Как Костромин-то отец стал гостей собирать, большой пир затевать, Кострома пошла плясать. Костромушка расплясалась, Костромушка разыгралась. Вина с маком нализалась. Вдруг Костромка повалилась. Костромушка померла».

Эта странная смерть Костромы на празднике наводит на мысль, что девушку, напоив вином с маком, приносили в жертву. Возможно, путём замораживания.

Вот, что Рыбаков пишет о Костроме:

«Во временных трансформациях обряда кукла Костромы или Купалы заменила собою не божество Кострому или Купалу (правы исследователи, отрицающие существование представлений о таких богинях), а жертву, человеческую жертву, приносимую в благодарение этим природным силам и их символам. А жертва приносилась не самим этим силам сезонного действия, а постоянно существующему повелителю всех подземно-подводных сил, содействующих плодородию, т. е. Ящеру, Аиду, Посейдону.

Иванушка хочет вернуть утопленную сестру

Аленушка, сестрица моя!

Выплынь на бережок:

Огни горят горючие,

Котлы кипят кипучие,

Хотят меня зарезати…

Утопленная девушка отвечает:

(Рада бы я) выпрыгнуть –

Горюч камень ко дну тянет,

Желты пески сердце высосали.

Имя братца Иванушки может указывать на обряд в ночь под Ивана Купалу; тогда сестрица Аленушка – сама Купала, жертва, обреченная стать «в воде потопляемой». В купальскую ночь и «огни горят великие» и совершаются обряды у воды, имитирующие утопление жертвы: купанье девушки, наряженной Купалой, или погружение в воду чучела – куклы, изображающей Купалу.»

Из ответа утопленной девушки можно сделать вывод о том, какой представлялась язычникам посмертная судьба приносимой им жертвы: девушка лежит на дне, пески высасывают её сердце, она хочет встать, но не может — «горюч камень ко дну тянет»…

А. А. Потебня в своем исследовании о купальском празднестве приводит полный трагизма плач матери по утонувшей (в древности — утопленной) девушке: люди, не берите воду, не ловите рыбу, не косите травы на излучинах реки — это красота моей дочери, это ее тело, ее коса… Пелась эта песня тогда, когда проводился обряд утопления Купалы.»

Утверждают, что и русалки — не те девушки, которые сами утопились или утонули, а те, которых насильно утопили. Возможно, обряд проводили, когда переселялись на новое место: утопление члена своего рода в реке делало эту реку «своей». Так же могли приносить человеческую жертву для «освоения» леса и поля. При строительстве крепости приносили в жертву человека — замуровывали в стене. Такое жертвоприношение совершали даже в христианские времена.

В жертву приносили и стариков, что тоже отразилось в игрищах. Аналоги игрищ «похорон Кузьмы и Демьяна» содержатся в некоторых вариантах южнославянских преданий, в которых сын относил отца в глухой лес и оставлял под деревом (на произвол судьбы — на съедение диким зверям, голодную и холодную смерть и т.п.) или же, поставив под деревом, убивал ударом по голове специальным предметом, по-видимому служившим одновременно и приспособлением для несения старика.»

Стариков ещё и топили, и закапывали живьём, и забивали колотушками, совершая вокруг них ритуальный танец. В ещё более древние времена, стариков не просто убивали, но и съедали, чтобы получить их силы. Смерть и наличие дряхлых людей в деревне могли считаться очень вредными для благополучия общины.

Следующая история 
Понравилась история, поделись с друзьями:
  • 2 clap 0

  1. Мистика и сюрреализм 11090
  2. Книги ужасов, хоррор рассказы 1349
  3. Маньяки, серийные убийцы, преступления 3497
  4. Привидения, призраки, сущности, видения 4388
  5. Интернет, киберпанк, видеоигры, файлы, SCP 653
  6. Транспорт, средства передвижения 838
  7. Страшные стихи, тёмная романтика 2502
  8. Городские легенды, мясо 2723
  9. Сумасшедшие, странные люди, клоуны 1021
  10. Водоёмы, русалки, утопленники 815
  11. Полтергейст, домовой, чертовщина 3581
  12. Истории из лагеря, детские, СССР 1501
  13. Истории про кладбище, мертвецы 1806
  14. Больница, морг, врачи, медицина 1972
  15. Кошмары, вещие сны, сонный паралич 3469
  16. Страшные звери и силы природы 2688
  17. НЛО и инопланетяне, космос 494
  18. Темнота, ночь, сумерки, морок 3185
  19. Проклятые предметы, зло 1197
  20. Заброшенные, гиблые, аномальные места 4554
  21. Необъяснимые и странные события 2571
  22. Магия, колдовство, ведьмы и колдуны 3528
  23. Ангелы и демоны, черти и вампиры, существа 4460
  24. Родственники, семья, дети 4367
  25. Смерть, загробный мир, астрал 4018
  26. Наука, факты, история и современность 665
  27. Фанфики, персонажи крипипасты 5873
  28. Культовые фильмы ужасов, страшное видео 2283
  29. Оккультизм, ритуалы, обряды, гадания 2773
  30. Мифология и фольклор 3046
  31. Сказки, притчи и былички 8245
  32. Аудио истории 308
  33. Галерея 59
Обсуждаемые истории

    Миша: Учитывая, что история моя, вместе с рисунками, могу ли я подать в суд на того, кто разместил историю без моего согла…
    Зубной Киллер

    Миша: Учитывая, что история моя, вместе с рисунками, могу ли я подать в суд на того, кто разместил историю без моего согла…
    Зубной Киллер

    Миша: Учитывая, что история моя, вместе с рисунками, могу ли я подать в суд на того, кто разместил историю без моего согла…
    Зубной Киллер