CreepyPasta

Фантастика — история будущего

Если сказки — воспитательно-естественная необходимость, что же тогда фантастика? Фантастика и сказки-выдумки для разных возрастов. В один из вечеров 1516 года, англичанин Т. Мор взяв в руки перо, написал: «Золотая книга, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия».

Не все были согласны, что книга золотая, полезная и забавная, в общем, за «Утопию» и не только за неё, сложил Мор голову на плахе. Через 32 года родился ещё один фантаст Т. Кампанелла. Просидев почти 30 лет в неаполитанской тюрьме и выйдя на волю, он представил читателям полуфантастический трактат «Цивитас Солис» («Город Солнца»), за что имел большие неприятности. Оба фантазёра пострадали за право печатно изложить своё кредо мечтателя — гуманиста. Мечтать — опасно? Другие фантазёры были более «понятливы» в тематике и в подавляющем большинстве оставались живы. В 1558 году двадцатилетний неаполитанец Джамбатиста дела Порта издал четырёхтомное сочинение под названием «Естественная магия, или О чудесах вещей естественных». И сразу же этот 4-хтомник стал очень популярен. Историк науки Г. Либри писал впоследствии об этой книге: «Её читали так усердно, она прошла через столько рук, что первое издание было почти совершенно истёрто от употребления».

С латыни — сочинение было переведено на итальянский, французский, испанский и арабский языки. Даже современному читателю понравилось бы увлекательное сочинение юного Порты. В книге, среди прочего есть советы: как удивлять других с помощью магнита (фокусы), как определять фокус вогнутого зеркала, как определять целомудрие девушки с помощью магнита, как с помощью «волшебного фонаря» превратить человеческую голову в лошадиную, и пр. и т. п. Вся информация, которую Порта выспрашивал у шарлатанов, астрологов, мастеров, учёных — была напечатана в его «Естественной магии». Через 30 лет Порта переиздал свою книгу, убрав из неё весь шарлатанский и мистический вздор, книга стала научная … и скучна для широкой публики. Бумага всё стерпит, стерпит и выдумку, за которую автор не несет ответственности.

Настал 19 век. Век освоения накопленных знаний и перспектив в развитии науки и техники, да и бумаги стали делать больше. Вот фантазёры и взяли на себя роль проповедников будущего. О тех, лучших. Жюль Верн — образец романтика науки, фантаст, человек весьма пылкого воображения, эрудит в вопросах естествознания и техники. Его современник, Альбер Робида, карикатурист, путешественник, исследователь, писатель-фантаст по популярности (в своё время) не уступал Жюль Верну. Можем добавить в эту компанию Г. Уэллса и П. Жиффара, но никак не Д. Свифта. Их фантастические произведения с удовольствием читала публика конца 19 века.

Фанаты творчества Ж. Верна, подсчитали, что из 108 его идей: 64 идеи почти сбылись (или вот-вот сбудутся), реально осуществлено 34 и лишь 10 нереальных. Утверждают, А. Робида предсказывал появление множество новинок техники, вплоть до видеоаппаратуры, а Г. Уэллс и П. Жиффар тоже предвидели будущее. Не будем спорить, но отметим, что эти предсказатели будущего (на 100лет), в основе, лишь увеличивают или совершенствуют известные им новинки техники: телефон, воздушные шары, велосипеды, пароходы, паровозы, а их огромные бронированные повозки передвигаются с помощью десятков лошадей. От неподвижных воздушных шаров и дирижаблей, к земле тянутся сотни телефонных проводов, а важно плывущие в небе дирижабли скрываются в тучах пароходно-паровозного дыма. Почему-то большая часть пароходов — колёсные, хотя винтовые корабли уже давно не в диковину. И дирижабли — обычные, хотя в 1863 году американец С. Эндрюс испытал (удачно) дирижабль «Аэрон-1» с гравитационным авиадвигателем. Известные фантасты упорно упоминают паровозы, хотя ещё в 55-м томе за 1842 год журнала «Библиотека для чтения» (кстати, журнал редактировался знаменитым О. Сенковским — «Бароном Брамбеусом») описана первая в мире поездка электровоза конструкции англичанина Девидсона.

Впрочем, чего уж пенять на фантастов, если английский профессор Уилсон, посетивший Всемирную выставку в Париже (1878 год) высказал свои соображения об электрическом свете: «Что касается электрического света, то о нём говорилось много и «за» и «против»; но думаю, что никто не станет мне возражать, если я скажу, что с закрытием Парижской выставки он погаснет и почти никто не услышит о нём». «То потухнет, то погаснет». Неужели не знал профессор, что например, маяки в это время уже переходили на электрическое освещение. В частности, Одесский маяк с «магнитоэлектрической машиной» фирмы «Альянс» и дуговыми лампами Фуко уже работал в течение 10 лет (с 14 мая 1868 года). В. Карцев в «Новеллах о физике» приводит цитату фантазёра об электрическом освещении, из прессы почти столетней давности: «Вскоре настанет время, когда и частные дома будут освещаться девушками))), вместо того чтобы устанавливать электрические лампы на колоннах. Такая девушка (яркостью в 50-60 свечей) будет сидеть в кресле гостиной, и ждать, пока не позвонит гость.

Тогда она включит на себе свет, примет посетителя и проводит в приёмную»…. Фантазии через край. Или вот ещё.

Тысячи страшных историй на реальных событиях

Продолжить