CreepyPasta

Лун-ван

Лун-ван («царь драконов»), в китайской мифологии хозяин водной стихии, глава драконов — лун…

Согласно ранним текстам, Лун-ван — существо, выделяющееся среди прочих драконов необычайными размерами — около 1 ли (примерно 0,5 км) в длину. Образ Лун-ваня сложился в первых веках н. э., по мнению ряда исследователей (французский учёный А. Масперо и др.), — под воздействием буддизма (при переводе на китайский язык буддийских сутр слово Нагараджа, «царь змей», было передано как Лун-ван). Из буддийской литературы было заимствовано и число Лун-вана (в китайском переводе сутры «Садхарма пундарика» их насчитывается восемь, по другим сочинениям, — десять).

Однако распространение получила даосская трансформация этой классификации — представление о Лун-ване четырёх морей (в соответствии с древнекитайской космогонией): Гу-ан-дэ («увеличивающий добродетель») — Лун-ван Восточного моря, Гуан-ли («увеличивающий богатство») — Южного, Гуан-жун («увеличивающий благосклонность») — Западного и Гуан-цзэ («увеличивающий щедрость») — также Западного. Все они считаются братьями АО, старший из которых Гуан-дэ. В фантастической эпопее «Путешествие на запад» (1.6 в.) У Чэн-эня и других произведениях Лун-ван носят несколько иные имена: АО Гуан, АО Цинь, АО Шунь и АО Жун. Существовало представление и о Лун-ване четырёх главных рек Китая. В народных сказках и преданиях обычно фигурирует просто Лун-ван (без имени) или Дунхай Лун-ван («царь драконов Восточного моря»). В поздних народных верованиях Лун-ван нередко рассматривается как владыка стихий, которому подчинены бог грома Лэй-гун, богиня молнии Дянь-му, бог ветра Фэн-бо и хозяин дождя Юй-ши. В поздней народной синкретической мифологической системе Лун-ван, как и другие божества, подчинён верховному владыке Юй-ди, в знак уважения Лун-ван является в его дворец (считалось, что в это время и идут сильные дожди).

В поздней фольклорной традиции Лун-ван обычно представляется старцем живущим в хрустальном подводном дворце лунгун («драконов дворец», также впервые встречается в переводах буддийских сутр). Лун-ван — хранитель несметных сокровищ, у него есть своё морское воинство: черепахи, каракатицы, креветки и другие морские обитатели, имеющие способность к оборотничеству. Китайские художники нередко рисовали Л.-в. в виде старца с посохом, набалдашник которого украшен головой дракона — реликт зооморфной природы Лун-вана. Часто упоминаются и дети Лун-вана — сын, реже дочь. Обычный сюжет этих произведений таков: сын Л.-в. попадает в беду, его спасает юноша. Лун-вана приглашает его в гости во дворец отца и объясняет, какой подарок он должен просить у Лун-вана перед возвращением на землю. Обычно это чудесный предмет, заключающий сокровища, или тыква-горлянка, дающая еду, или даже дочь Лун-вана, которая выходит замуж за героя, но, родив ему детей, по прошествии определённого количества лет возвращается обратно в подводное царство.

Культ Лун-вана был чрезвычайно распространен в старом Китае. Храмы, посвящённые ему, были практически в каждом городе, каждой деревне, близ рек, озёр, переправ и колодцев. Его заступничества просили моряки, рыбаки, земледельцы, а также водоносы, которые считали, что подземные источники в колодцах управляются Лун-ваном и соединяются где-то под землей с морем. Во время засухи статую Лун-вана выносили из храма и ставили на солнцепёке, а во время наводнения её носили, чтобы показать Лун-вану размеры бедствия и усовестить его. Если это не помогало, то статую топили в воде. Китайские императоры присваивали Лун-вану. различные титулы, а иногда понижали их в чине, издавали указы о ссылке Лун-вана за проступки в дальние края и т. п.

Тысячи страшных историй на реальных событиях

Продолжить