CreepyPasta

Древо познания

Древо познания, один из вариантов древа мирового, моделирующий процесс различения сущностей с целью достижения состояния целостности, совершенства…

В мифопоэтических концепциях этот процесс различения применяется при описании основных параметров космологической организации и состава элементов космоса, в отборе необходимого от случайного, подготавливающем переход на следующие, более высокие уровни постижения мира, где указанная процедура различения, нахождения нужного будет циклически повторяться. Само это различение (связанное с обособлением), нахождение истины в мифопоэтической образности и в языке приравнивается к рождению («нахождение истины» во многих языковых традициях синонимично «рождению сущего»), что помогает восстановить параллелизм древа жизни и д. п.

Эта связь двух указанных комплексов, предполагающая единый их источник, объясняет и ту нечёткость, которая существует, напр., в книге Бытия: «И произрастил господь бог… дерево жизни посреди рая и дерево познания добра и зла» (Быт. 2, 9), «И заповедал господь бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла, не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь» (Быт. 2, 16—17), «Только плодов дерева, которое среди рая, сказал бог, не ешьте их»… (Быт. 3, 3). Соблазнённые змеем, первые люди вкусили плоды Древо познания. и узнали о своей наготе (подробнее см. в ст. «Грехопадение»). Связь змея с Древо познания добра и зла (при обычной связи змея с древом жизни) также не способствует чёткому отличению этих двух вариантов мирового древа. Однако вариант Древа познания, где познание направлено на различение добра и зла, строго говоря, не является ни распространённым, ни архаичным по преимуществу. Сам по себе образ Древо познания гораздо более древен и архетипичен и приобретает содержание нравственно-оценочного характера лишь в поздней стадии своего развития. В древнеегипетской традиции, где были известны древо жизни и Древо познания, в «Книге мёртвых» содержится приглашение умершему, чтобы он в виде птицы спустился на прекрасную сикомору с плодами жизни, так как находящийся на ней становится богом, смерть возвращает человека в ту божественную страну, откуда он был изгнан во время своей земной жизни, умершему открывается великая тайна: он познаёт свою божественную сущность, своё происхождение от Ра.

В древнем Вавилоне также были известны два дерева — древо истины (вариант Древо познания) и древо жизни. Иногда обе функции (жизнь и познание) совмещаются в образе одного дерева. Так, на Гавайских островах древо вечной жизни и древо познания смерти (вариант Древо познания) изображаются как единое дерево. В одном из мифов рассказывается, что душа, достигшая земной трещины, отмечающей вход в страну мёртвых, увидела там дерево, одна сторона которого была живой и зелёной, а другая — мёртвой и сухой. Маленькие дети, собравшиеся вокруг дерева, дают душе совет взбираться на дерево по мёртвой стороне с тем, чтобы спускаться по живой стороне, которая приведёт душу в царство мёртвых (близкие варианты известны по некоторым изображениям в христианской традиции). Существуют и другие варианты Древо познания. В известном отношении к ним нужно отнести те шаманские деревья, на которых сидят люди, собирающиеся стать шаманами и проходящие искус, познающие тайны шаманского искусства (некоторые конкретные описания довольно подробно излагают ход и этапы этого познания).

Определённые признаки Древо познания обнаруживает дерево, на котором висел Один ради познания рун.«Знаю, висел я в ветвях на ветру девять долгих ночей,… Девять песен узнал я от сына Бель торна, … мёду отведал … Стал созревать я и знанья множить, расти, процветая, слово от слова слово рождало, дело от дела дело рождало. Руны найдёшь и постигнешь знаки… Умеешь ли резать? Умеешь разгадывать?… Умеешь ли спрашивать? Умеешь молиться и жертвы готовить?… Заклинанья я знаю — не знает никто их»… и далее: «Знаю второе «…, «знаю и третье» и т. д. («Старшая Эдда», «Речи Высокого» 138 и след… Одна из наиболее существенных мифологем, относящихся к этой теме, но не всегда имеющих достаточно чётко выраженную проблематику познания, состоит в том, что у дерева находится некое сокровище (материальное или даже духовное), охраняемое змеем, драконом и т. п., мифологический герой должен найти это сокровище, открыть его, познать. Подобная схема, трактуемая как архетипическая, обнаруживается в преобразованном виде в некоторых текстах, связанных с изложением техники медитации, в частности в индийской «Кундалини-йоге», где образы дерева, змеи, орла, поединка небесных и земных сил трансформированы в контекст проблематики духовного возрастания, освобождения.

В принципе сходные явления были обнаружены К. Юнгом в связи с анализом им алхимических опытов трансмутации металлов в золото и алхимического символизма (в том числе и изобразительного), а также рисунков дерева, набрасываемых некоторыми пациентами (ср. тот же образ в сновидениях), не знакомыми ни с религиозной, ни с алхимической символикой.

Тысячи страшных историй на реальных событиях

Продолжить