CreepyPasta

Хоррор-Анимэ

На этот раз я хочу рассказать о довольно своеобразном виде киноискусства — анимэ. Безусловно, в представленном обзоре не затронута масса хоррор-фильмов и сериалов, которых среди анимэ создано довольно много. Для полной каталогизации хоррор-анимэ понадобилась бы солидная работа. В этом обзоре я хочу дать ознакомительное касание с этим удивительным по своей выразительности жанром, познакомить с ним тех, кто раньше им совершенно не интересовался. В нем я постарался затронуть наиболее значимые для жанра вещи, ну и конечно то, что я видел сам. Если вас заинтересует этот жанр, то в сети легко найти массу информации.

Что же вообще такое анимэ? Собственно говоря, это японские мультики (анимэ, это японское сокращение от анимации). Однако анимэ очень сильно отличается от тех, мультиков, к которым привыкли европейцы, оно основано на совершенно иной традиции. Думаю, нет ни одного человека, который бы не видел широких глаз, четкой прорисовки, и некоторой механичности движений — это основные признаки анимэ. Так как оно во многом произошло от манги (японских комиксов), то анимэ присущ своеобразный стоп-кадр, который перешел из манги.

Одно из основных отличий японского анимэ от европейских мультиков? Безусловно, их аудитория. На западе мультики это атрибуты почти исключительно детской культуры. Безусловно, существуют единичные мультики для взрослых, но это скорее исключение из правила, которое его только подтверждает. Анимэ имеет гораздо более обширную аудиторию. Кроме детей, основной его аудиторией являются подростки (что чуждо западным мультикам). И достаточно значительную роль играют анимэ для взрослых (которое нас в данном случае больше всего и интересует). Транслировать анимэ-сериал заполночь в Японии норма — ведь такие мультики просто нельзя показывать детям. Не нужно судить о японских мультиках по «Покемонам», «Кэнди-Кэнди» или «Dragonball Z» (хотя и эти сериалы довольно часто захватывают не только детей, которым они предназначены, но и взрослых). Даже если у вас аллергия на такой тип рисунка и манеру развивать действие, попробуйте посмотреть что-нибудь из взрослого хоррор-анимэ, и я почти уверен, что ваше мнение об этом виде искусства очень сильно изменится.

Достаточно плодотворно проявил себя в анимэ и жанр ужасов, и даже стал одним из основных стилей. Первый хоррор-анимэ сериал, о котором я слышал, был создан в 1968 году и назывался «Youkai Ningen Bemu». В этом 26-серийном сериале рассказывалось о трех гуманоидных монстрах, которые хотели стать людьми, и сражаются со злом. Эта вестерн-фэнтези с налетом ужасов предназначалась для детей и вряд ли особенно заинтересует нынешнего взрослого зрителя, но нам он интересен именно в качестве первого появления ужасов в аниме (пусть и в очень легкой форме). Конечно, мистика была задействована гораздо раньше, но детские сериалы, в которых могут происходить чудеса (собственно, таких масса) нас определенно не интересуют.

Очень часто первым полноценным (тоже относительно) вкраплением ужаса называют сериал «Человек-демон» («Devilman») (1972-1973), основанный на известной манге Го Нагаи. Это история школьника, который был объединен с демоном, и стал человеком-демоном, однако ему хватило воли сражаться с обычными демонами, чтобы защищать любимую девушку. Этот сериал про супергероя с частично ужасняцким содержанием шел на протяжении 39 серий. Однако в семидесятые годы ужасы в анимэ еще не заняли своего сегодняшнего положения.

Тут, думаю, нужно остановиться, и дать несколько попутных объяснений. Как и большинство мультиков на свете, основная часть аниэ — это сериалы (в том числе и анимэ для взрослых). Полнометражные фильмы вещь более редкая (относительно количества сериалов, конечно). Популярные сериалы довольно часто получали продолжение в виде фильмов, однако не так уж редки и самостоятельные фильмы, не завязанные на какой-нибудь сериал. Третий вид аниме появился в 1983 году, и условно называется «OAV» («Original Animation Video» — «анимация для продажи на видео»). Тут бывают как полнометражные фильмы (не появляющиеся на широком экране), так и сериалы, обычно достаточно небольшие. Каждая серия такого сериала продавалась отдельно.

Что привлекает в анимэ, так это логическая связанность серий, очень часто весь сериал представляет собой одну связную историю. Понятно, чтобы не терять зрителей, все сделано так, чтобы посмотрев завязку (пару первых серий) вы могли без особого ущерба пропустить серию-другую (этот принцип явно позаимствован из обычных американских сериалов). Однако впечатление одной истории, рассказанной в энном количестве серий. При этом в них очень часто многие вещи оказываются недосказанные, часть нюансов, даже важных для развития сюжета, проявляются всего в нескольких отдельных словах или в одной сцене, так что если не внимательно смотреть, то вполне могут возникнуть вопросы — «А что, собственно происходит? Почему они это делают?». Дело в том, что анимэ отличаются от американского кино тем, что не стремятся все разжевать и положить в рот зрителю — ему приходится быть внимательным, чтобы полноценно воспринимать происходящее. Так же им довольно часто присуща нелинейность сюжета, т. е. с самого начала зрителю далеко не все понятно, и на протяжении сериала (фильма) ему в виде воспоминаний (или еще как-нибудь) представляется подоплека дела. А у хоррор-анимэ это почти норма — бросать зрителя в пучину безумия.

Во второй половине 80-ых годов в Японии возрос интерес к мистике и фэнтези, что, конечно, повлияло и на анимэ. В следствие этого, на рынке появились новые сериалы с налетами ужасов, а также ряд фильмов.

Тысячи страшных историй на реальных событиях

Продолжить