CreepyPasta

Синдром Стендаля (The Stendhal Syndrome, 1996)

Каждое новое десятилетие приносит с собой переоценку снятого в предыдущие годы. Когда-то казалось, что главным в итальянском кино был неореализм, потом пришла пора Феллини-Антониони-Висконти, 1972 год разразился тройным взрывом «Последнего танго»…, «Ночного портье» и «Большой жратвы», а в какой-то момент на заднем плане прошуршали сухим макаронным шорохом спагетти-вестерны…

В девяностые годы главным достижением итальянского кино принято считать так называемое giallo: итальянские фильмы ужасов. Бессмысленный сплошь и рядом сюжет, бьющий через край натурализм, благочестие, превращающееся на глазах в сатанизм, кровь, огнь, смерть и страсть. Любой киноман прошлых лет без труда помнил с каким фильмом Антониони не поделила Золотую Пальмовую Ветвь «Сладкая жизнь» — сегодняшнего ночью разбуди он без ошибочно назовет имена отца и сын Бава, и ответит, кем приходилась Дария Николоди Дарио Ардженте. Последнее имя на слуху больше всех других — Ардженте единственный из классиков giallo, продолжающий активно работать в девяностые годы.

Нетрудно проследить корни его эстетики в предыдущих эпохах итальянского кино: барочная избыточность дала ему право называться «Висконти насилия», а сексуальное напряжение, прорывающееся вспышками жестокости, не может не напомнить Бертоллучи или Феррери. Однако в отличие от «старых мастеров» (сверстником которых он, кстати, зачастую является) Ардженте всегда снимал жанровое кино, рассчитанное не на фестивальное жюри или интелелектуальную публику, а на простых зрителей, приходящих в кино за впечатлениями. Полученная сильная эмоция в идеале разражается физиологически-неудержимой реакцией: смехом, слезами или, в случае Ардженто, нервной дрожью.

«Синдром Стендаля» — самый поздний фильм мастера, снятый уже после путешествия в Штаты, где он сделал свою «Травму» (1992). В обоих фильмах главную женскую роль играет его дочь Асиа, дебютировавшая в 11 лет в «Демонах-2» Ламберто Бава, снятого по сценарию ее отца. В дальнейшем сотрудничество Асии и Дарио продолжалось и учитывая жанровую специфику фильмов Ардженте, подобный тандем выглядит немого жутковато — особенно если учесть, что руки убийцы, которые мы видим едва ли не в каждом фильме режиссера, принадлежат ему самому. Синдром Стендаля — это способность человека сильно — до обморока — воспринимать картины, переносясь в изображенную на холсте реальность.

Грань между внутренним и внешним оказывается размыта — и потому для героини фильма Анны (Асиа Ардженте), столкновение с маньяком оказывается роковым. Ужас настолько входит в ее плоть и кровь, что даже после смерти убийцы ей все еще кажется, что он жив. Новые трупы только подтверждают это — но и без столь зримых знаков присутствия мы понимаем, что Анна права: соприкоснуться со злом — значит впустить его в свою душу. Отвернись от картины, поверни глаза зрачками внутрь — то, что ты различишь во внутренней тьме навсегда лишит тебя покоя. Теперь даже зажав уши руками ты расслышишь шаги, даже сквозь закрытые от ужаса веки легко различишь руки убийцы. Твои собственные руки.

Тысячи страшных историй на реальных событиях

Продолжить