CreepyPasta

Омен (The Omen, 1976)

Режиссер: Ричард Доннер. В ролях: Грегори Пек, Ли Ремик, Дэвид Уорнер, Билли Уайтлоу, Харви Стивенс…

70-е годы ХХ века в США и не только отметились целой плеядой ярких, неординарных, по-настоящему шокирующих и во многом значительных событий, которые изрядно повлияли на дальнейший ход всего исторического процесса, вплоть до современности. Пацифизм «детей цветов» постепенно улетучился с марихуановыми тучками над Вудстоком и ему на смену вновь пришли милитаризация и военщина, бряцанье ядерными гонадами и новые конфликты, грязные хиппи преобразились в гламурных хипстеров, верить и в Бога и в Черта снова стало модно, а экраны кинотеатров, уже раскрепощенных эмансипированными экзерсисами 60-х годов, заполонили фильмы с невиданной щедрости жестью. Впрочем, в большинстве фильмов, вышедших с начала разгульных 70-х, как сугубо авторских, так и беспардонно попсовых, присутствовал, иногда и очень нарочито, отклик на тогдашнюю социально-политическую обстановку, и наиболее ярко данная острокритическая тональность проявилась в жанрах, никогда не относившихся к категории высоких, а считавшихся дотоле низкими и примитивынми — триллерах и фильмах ужасов.

По сути одним из таких фильмов и стал знаменитый мистический хоррор «Омен», вышедший в 1976 году, практически мгновенно окупившийся в прокате и породивший массу сиквелов и подражаний, а также, что удивительно, отмеченный наградой Американской Киноакадемии, пусть и в не самой престижной категории — за лучший саундтрек, довольно скоро, как и сам фильм, приобретший культовый и узнаваемый статус.

Наравне с «Ребенком Розмари» Полански и «Изгоняющим дьявола» Фридкина, «Омен» задал по сути незыблемый и непоколебимый доселе стандарт в историях о злобных демонических детках, но при этом фильм Ричарда Доннера вступил в определенную негласную полемику с этими двумя вышеперечисленными лентами, ведь Дитя Дьявола появляется не в обычной и усредненной до стереотипизированности и лакированности американской семье, а в семье дипломата, буржуазной, великосветской и консервативной, семье, представляющей собой живое воплощение главного всеамериканского принципа «Разделяй и властвуй». Скромное обаяние американской буржуазии начинает подвергаться внутренней деструкции с появлением в жизни Торнов Дэмиена, истребляющего далеко не всех подряд, а выборочно, вытравливая из жизни посольской семейной пары все, что держало их в рамках, обнажая истинную натуру антагонистов, которые сами виноваты, что впустили в свой выхолощенный мирок чудовищное Зло, ибо и сами они его порождали неоднократно. Бумеранг вернулся к тем, кто его кидал в остальных.

Дэмиен принес с собой стихию свободы под черными флагами тихой смерти и кровавого насилия. Между тем, интересен фильм и темой разрастающегося конфликта между отцами и детьми, ибо по мере взросления Дэмиена он становится все более неконтролируемым, его нельзя уже остановить, ибо либеральность воспитания стоолкнулась с либертинажом, а пропасть между поколениями все больше увеличивается, затягивая туда всех, кто окружает Торнов.

Религиозная же целесообразность в фильме и вовсе поставлена под сомнение ввиду финального торжества инфернальных сил, пронизанных духом Антона Шандора ЛаВея под аккомпанемент трагических хоров Джерри Голдсмита. Не потому ли, что фильм лишен эдакого пафосного хэппиенда и голливудских белозубых оскалов, сьемки его сопровождались рядом неприятностей и несчастий? Однако предупреждения свыше не помогли и дитя Торнов беспрепятсвенно вошло в умы миллионов зрителей, став для особо чувствительных персон эффектом многократного инфаркта(хотя это, вероятно, всего лишь мощный маркетинговый ход).

С точки же зрения хорроров и мистики как таковых, «Омен» и по сей день способен привлечь и увлечь зрительское внимание. То, что давно стало фактическими клише и штампами, в «Омене» благодаря цельной и выверенной по тональности режиссуре все еще производит впечатление свежести и эффектности, стиля и великолепно созданной жуткой атмосферы. Фильм напряженный, интригующий, и, что важнее всего, непредсказуемый и страшный. Однако страх в картине построен не на сочных горовых речушках, хотя все смертоубийства в ней весьма занимательны; не на промискуитете чрезвычайного насилия, не на всем инстинктивно-низменном и аберрантно-девиантном. Нет, господа киноманы, страх в фильме совершенно иного рода: глубинный, подсознательный, поднимающийся до уровня высокого искусства и интуитивного восприятия. Страх перед собственным ребенком, с которым что-то не так, что-то совсем не так…

Тысячи страшных историй на реальных событиях

Продолжить