Режиссер: Уэс Крейвен. В ролях: Питер Лок, Янус Блайт, Джон Стэдмен, Вирджиния Винсент, Ди Уоллес-Стоун, Сьюзэн Ланье, Майкл Берриман…
2 мин, 57 сек 11678
Памяти Уэса Крейвена… Страшные легенды — прекрасный источник вдохновения для хоррормейкеров. Взять, например, историю о шотландской семье Соуни Бина, сожравшей в XV веке более 1000 человек. Реальных доказательств существования хронических каннибалов не существует, но якобы случившиеся много лет назад ужасные события стали неотъемлемой частью фольклора британских островов. Семья Бин, изначально состоявшая из папы и мамы далее разрослась посредством инцестных связей между их детьми до 48 человек, и эта орава, жившая в пещерах, на протяжении многих лет охотилась на случайных прохожих. Сначала людей грабили и убивали, дабы существовать самим и не оставлять следов, но потом стали и употреблять в пищу, ибо украденных ценностей не хватало на пропитание. В итоге по легенде (или в реальности?) все члены клана были пойманы властями и публично казнены. И сей «вкусный» материал рано или поздно просто должен был стать основой для фильма ужасов.
В середине 1970-х история злоключений кровожадной семейки попалась на глаза начинающему режиссеру Уэсу Крейвену, уже успевшему напугать публику шоковым «Последним домом слева» и поэкспериментировавшему в порно с «Анжелой — женщиной-фейерверком». Из двух эпатажных направлений Крейвен явно хотел продолжать первое, и людоедская легенда подвернулась как нельзя кстати. Уэс лично написал сценарий, учитывая крайне скромные финансовые возможности для постановки, и стал воплощать на экране отнюдь не эпичный, а минималистичный сюжет лишь об одном возможном нападении одичавших зверолюдей на большую семью в современной Америке.
Следуя концепции недавно вышедшего в прокат слэшера Готовя зрителя к душераздирающей бойне, режиссер никуда не торопится. Он обстоятельно и искусно плетет паутину ужаса без излишнего насилия в кадре, чтобы публика нервничала и напрягалась всё больше и больше, как и герои фильма, не понимающие, что творится вокруг, но ощущающие, что «что-то страшное грядёт». Занятно, что одна из героинь поначалу дико боится всего лишь какого-то паучка, забравшегося в трейлер, в сравнении с тем, чего ей придется пугаться потом. Да и остальные персонажи долго ведут себя с искренней верой, что в великих Штатах с ними ничего не может случиться, пока местные голодные соотечественники не приходят поужинать ими. А далее действие взрывается бескомпромиссной бойней семей, в которой обе стороны теряют родных и близких, воют от боли и ужаса и борются до конца.
Конечно, Крейвен снимал в первую очередь впечатляющий шокер, без глубокой философской и социальной проблематики, но умудрился сделать и цепляющее не только за нервы, но и за душу кино, с искренней жалостью к невинно убиенным. Так первая жертва извергов — собака (на экране, кстати, реальный труп животного, но не убитого ради съемок, а умершего при других обстоятельствах) становится мощным предвестником неотвратимости будущей трагедии, которая коснется уже не братьев наших меньших. Каждая смерть в кадре — это маленький кошмар для зрителей и большая беда для героев, когда боль утраты сталкивается с инстинктом самосохранения. У них нет времени оплакивать мертвых, так как нужно защищать оставшихся в живых. И для каннибалов гибель члена клана — это невосполнимая утрата, вызывающая еще большую злобу и ненависть к «мясу», посмевшему дать отпор. Намеренно долго раскачиваясь в плане саспенса и атмосферы, Крейвен взрывает повествование безжалостным насилием, не прекращающимся до финальных титров. Стрельба, взрывы, драки, собаки, змеи — всё смешается в неистовый клубок битвы, где мало никому не покажется. И последней сценой станет отнюдь не умилительный хэппи-энд, а выплеск ярости, граничащей с безумием.
Наряду с Кошмаром на улице Вязов и Криком, «У холмов есть глаза» остается эталоном жанра хоррор в творчестве Уэса Крейвена, не идеальным при строго критическом анализе, но очень крепким и страшным жанровым образцом, бесспорно повлиявшем на развитие ужаса в кино. А спустя 30 лет один талантливый француз сделает мощный ремейк, но это уже совсем другая история. Главное, что продолжение следовало и следует по сей день в идеях и стилистических нюансах многих других режиссеров.
В середине 1970-х история злоключений кровожадной семейки попалась на глаза начинающему режиссеру Уэсу Крейвену, уже успевшему напугать публику шоковым «Последним домом слева» и поэкспериментировавшему в порно с «Анжелой — женщиной-фейерверком». Из двух эпатажных направлений Крейвен явно хотел продолжать первое, и людоедская легенда подвернулась как нельзя кстати. Уэс лично написал сценарий, учитывая крайне скромные финансовые возможности для постановки, и стал воплощать на экране отнюдь не эпичный, а минималистичный сюжет лишь об одном возможном нападении одичавших зверолюдей на большую семью в современной Америке.
Следуя концепции недавно вышедшего в прокат слэшера Готовя зрителя к душераздирающей бойне, режиссер никуда не торопится. Он обстоятельно и искусно плетет паутину ужаса без излишнего насилия в кадре, чтобы публика нервничала и напрягалась всё больше и больше, как и герои фильма, не понимающие, что творится вокруг, но ощущающие, что «что-то страшное грядёт». Занятно, что одна из героинь поначалу дико боится всего лишь какого-то паучка, забравшегося в трейлер, в сравнении с тем, чего ей придется пугаться потом. Да и остальные персонажи долго ведут себя с искренней верой, что в великих Штатах с ними ничего не может случиться, пока местные голодные соотечественники не приходят поужинать ими. А далее действие взрывается бескомпромиссной бойней семей, в которой обе стороны теряют родных и близких, воют от боли и ужаса и борются до конца.
Конечно, Крейвен снимал в первую очередь впечатляющий шокер, без глубокой философской и социальной проблематики, но умудрился сделать и цепляющее не только за нервы, но и за душу кино, с искренней жалостью к невинно убиенным. Так первая жертва извергов — собака (на экране, кстати, реальный труп животного, но не убитого ради съемок, а умершего при других обстоятельствах) становится мощным предвестником неотвратимости будущей трагедии, которая коснется уже не братьев наших меньших. Каждая смерть в кадре — это маленький кошмар для зрителей и большая беда для героев, когда боль утраты сталкивается с инстинктом самосохранения. У них нет времени оплакивать мертвых, так как нужно защищать оставшихся в живых. И для каннибалов гибель члена клана — это невосполнимая утрата, вызывающая еще большую злобу и ненависть к «мясу», посмевшему дать отпор. Намеренно долго раскачиваясь в плане саспенса и атмосферы, Крейвен взрывает повествование безжалостным насилием, не прекращающимся до финальных титров. Стрельба, взрывы, драки, собаки, змеи — всё смешается в неистовый клубок битвы, где мало никому не покажется. И последней сценой станет отнюдь не умилительный хэппи-энд, а выплеск ярости, граничащей с безумием.
Наряду с Кошмаром на улице Вязов и Криком, «У холмов есть глаза» остается эталоном жанра хоррор в творчестве Уэса Крейвена, не идеальным при строго критическом анализе, но очень крепким и страшным жанровым образцом, бесспорно повлиявшем на развитие ужаса в кино. А спустя 30 лет один талантливый француз сделает мощный ремейк, но это уже совсем другая история. Главное, что продолжение следовало и следует по сей день в идеях и стилистических нюансах многих других режиссеров.