Посреди болота встречаются большие и малые озера, самые известные их них — Ивачевское и Пустынное. Поверхность его покрыта упругим слоем мха. Местами оно прорва-но напором жидкой грязи, которая образует так называемые окнища.
5 мин, 58 сек 11554
Глубина болота чуть более пяти метров. Таких болот в Новгородской и Псковской областях можно насчитать сотни, но Череповецкое — особенное. В городе Череповце и в прилегающих к болоту деревнях происходило и продолжает происходить в три-четыре раза больше самоубийств, чем в среднем по России. А уж число людей, которых местные психиатры вынуждены отправлять с диагнозом «маниакально-депрессивный психоз» в профильные стационары, выглядит поистине устрашающим… Безумный Влас.
Дух безумной Череповецкое болото источает издавна. Характерный случай сумасшествия уроженца Череповца, зафиксированный в 1911 году, нашел в архивах известный уфолог, руководитель Центра по исследованию аномальных ситуаций Алексей Константинович Прийма. Вот как он его описывает. «Старший сын сапожника Ильи Никодимова, покладистый и добродушный парень Влас, явившись на пристань, примыкающую к болоту, рухнул на вымощенную булыжником площадку. Несколько минут он бился головой о брусчатую мостовую с такой силой, что мозги поле зли наружу из треснувшего черепа. Прежде припадков» падучей» (эпилепсии) у него никогда не случалось. Сдержать Власа не смогли четверо крепких мужиков. На окаменевшем лице его застыла странно-счастливая улыбка. Перед кончиной он несколько раз внятно произнес : «Грязная пропасть. Снизу постучали. Потому я отправляюсь туда». Врачи поставили диагноз: внезапное буйное помешательство. В чем же причина этого внезапного помутнения рассудка и последовавшего за ним самоубийства? И что значат последние слова Власа Никодимова?
Тревога Верещагина.
Чтобы разобраться с этой загадкой, познакомился с тем, что писал о самоубийцах, живущих в Череповце, уроженец этих мест, известный художник Василий Верещагин: «… То, что пребывало неподалеку от нашей череповецкой усадьбы, порождая ощущения тревоги, недоумения и страха, вряд ли кто, где и когда увидит. Это так называемое у нас Живое болото. Вокруг него березы, заплетенные, закрученные по две-три, трава цветом и рисунком подстать малахиту, грибы со шляпками размером в тележное колесо, валуны, расписанные природой как пасхальные яйца. Испарения самого болота столь ядовиты, что побуждают долго находящегося там, совершать поступки, наносящие вред здоровью, а иногда и отнимающие саму жизнь. Впору это болото именовать болотом самоубийц… Конечно это не случайность — это ужасающая закономерность, порожденная продуктами химии, в виде желтых пузырей, поднимающихся из под воды. Я их сам наблюдал. Никак плохо они на меня не действовали. Разве что, вызывали головокружение и легкую тошноту. Загадгкой остался тягучий звон в ушах, сменяющийся бубнящими звуками, при богатой фантазии могущими быть принятыми за пение, казалось, раздававшееся из центра болота. Оградить себя от возможных дальнейших неприятностей можно, незамедлительно покинув «гнилое место». К словам художника, жившего на рубеже XIX и XX веков, представители науки не прислушались и серьезно изучением череповецкиx топей не занимались. Только кандидат химических наук москвич Юрий Перовский уже в наше время, сделал предположение, что столетиями перегнивающие биологические останки в донных наслоениях Живого болота синтезируют еще и галлюциногены-вещества, отрицательно влияющие на психику людей и порой разрушающие ее. Перовский так же, как и В. Верещагин, считал:» Если будут проведены комплексные исследования с привлечением средств из современного научного арсенала, мнимая тайна этого, в общем-то, заурядного болота будет, наконец, раскрыта».
Но так ли все просто с самоубийствами на берегу Череповецкого болота?
Плененный Перфильев.
Вот что записал в своем дневнике житель Череповца Сергей Перфильев в 1905 году: «Все лучшие люди уезжают из Череповца или погибают здесь. Это не душевная — какая-то другая болезнь. Человек перестает ждать лучшего, становится молчаливым и если не пьет водку, начинает рассказывать невероятные истории. Будто бы слышит по утрам, как где-то на севере вздыхает Озеро. И живет та вода чужой жизнью. Она подчиняет себе людей, которые выполняют ее волю. Озеро не может жить одно. В городе всегда есть два-три человека, которые его слушаются. Они связаны с ним некими узами. Если это сумасшедшие, их уже бесполезно выспрашивать… Я болен. Моя мать рассказала о болезни мое о дяди, он тоже был болен… По утрам шумит голова. Ужас в том, что шум не в самой моей голове, а вне ее — шум идет с откуда-то с севера. Но даже мысль о переезде вызывает животный страх, я не боюсь умереть. Только это не смерть — это потеря самого себя». Казалось бы, на эти строки из дневника можно не обращать особенного внимания. Ну, пишет еще один человек, из-за мрачного и унылого облика болота, слегка, как говорится, сдвинувшийся по фазе… Но вот что интересно: и у Верещагина, и у Перфильева, и у погибшего жуткой смертью Никодимова существует общий мотив: вода и жидкая грязь выступают как живое существо, способное воздействовать, причем негативно, на людей. А что думают ученые о воздействии воды на психику человека?
Дух безумной Череповецкое болото источает издавна. Характерный случай сумасшествия уроженца Череповца, зафиксированный в 1911 году, нашел в архивах известный уфолог, руководитель Центра по исследованию аномальных ситуаций Алексей Константинович Прийма. Вот как он его описывает. «Старший сын сапожника Ильи Никодимова, покладистый и добродушный парень Влас, явившись на пристань, примыкающую к болоту, рухнул на вымощенную булыжником площадку. Несколько минут он бился головой о брусчатую мостовую с такой силой, что мозги поле зли наружу из треснувшего черепа. Прежде припадков» падучей» (эпилепсии) у него никогда не случалось. Сдержать Власа не смогли четверо крепких мужиков. На окаменевшем лице его застыла странно-счастливая улыбка. Перед кончиной он несколько раз внятно произнес : «Грязная пропасть. Снизу постучали. Потому я отправляюсь туда». Врачи поставили диагноз: внезапное буйное помешательство. В чем же причина этого внезапного помутнения рассудка и последовавшего за ним самоубийства? И что значат последние слова Власа Никодимова?
Тревога Верещагина.
Чтобы разобраться с этой загадкой, познакомился с тем, что писал о самоубийцах, живущих в Череповце, уроженец этих мест, известный художник Василий Верещагин: «… То, что пребывало неподалеку от нашей череповецкой усадьбы, порождая ощущения тревоги, недоумения и страха, вряд ли кто, где и когда увидит. Это так называемое у нас Живое болото. Вокруг него березы, заплетенные, закрученные по две-три, трава цветом и рисунком подстать малахиту, грибы со шляпками размером в тележное колесо, валуны, расписанные природой как пасхальные яйца. Испарения самого болота столь ядовиты, что побуждают долго находящегося там, совершать поступки, наносящие вред здоровью, а иногда и отнимающие саму жизнь. Впору это болото именовать болотом самоубийц… Конечно это не случайность — это ужасающая закономерность, порожденная продуктами химии, в виде желтых пузырей, поднимающихся из под воды. Я их сам наблюдал. Никак плохо они на меня не действовали. Разве что, вызывали головокружение и легкую тошноту. Загадгкой остался тягучий звон в ушах, сменяющийся бубнящими звуками, при богатой фантазии могущими быть принятыми за пение, казалось, раздававшееся из центра болота. Оградить себя от возможных дальнейших неприятностей можно, незамедлительно покинув «гнилое место». К словам художника, жившего на рубеже XIX и XX веков, представители науки не прислушались и серьезно изучением череповецкиx топей не занимались. Только кандидат химических наук москвич Юрий Перовский уже в наше время, сделал предположение, что столетиями перегнивающие биологические останки в донных наслоениях Живого болота синтезируют еще и галлюциногены-вещества, отрицательно влияющие на психику людей и порой разрушающие ее. Перовский так же, как и В. Верещагин, считал:» Если будут проведены комплексные исследования с привлечением средств из современного научного арсенала, мнимая тайна этого, в общем-то, заурядного болота будет, наконец, раскрыта».
Но так ли все просто с самоубийствами на берегу Череповецкого болота?
Плененный Перфильев.
Вот что записал в своем дневнике житель Череповца Сергей Перфильев в 1905 году: «Все лучшие люди уезжают из Череповца или погибают здесь. Это не душевная — какая-то другая болезнь. Человек перестает ждать лучшего, становится молчаливым и если не пьет водку, начинает рассказывать невероятные истории. Будто бы слышит по утрам, как где-то на севере вздыхает Озеро. И живет та вода чужой жизнью. Она подчиняет себе людей, которые выполняют ее волю. Озеро не может жить одно. В городе всегда есть два-три человека, которые его слушаются. Они связаны с ним некими узами. Если это сумасшедшие, их уже бесполезно выспрашивать… Я болен. Моя мать рассказала о болезни мое о дяди, он тоже был болен… По утрам шумит голова. Ужас в том, что шум не в самой моей голове, а вне ее — шум идет с откуда-то с севера. Но даже мысль о переезде вызывает животный страх, я не боюсь умереть. Только это не смерть — это потеря самого себя». Казалось бы, на эти строки из дневника можно не обращать особенного внимания. Ну, пишет еще один человек, из-за мрачного и унылого облика болота, слегка, как говорится, сдвинувшийся по фазе… Но вот что интересно: и у Верещагина, и у Перфильева, и у погибшего жуткой смертью Никодимова существует общий мотив: вода и жидкая грязь выступают как живое существо, способное воздействовать, причем негативно, на людей. А что думают ученые о воздействии воды на психику человека?
Страница
1 из 2
1 из 2