CreepyPasta

Чжуань-сюй

Чжуань-сюй, в древнекитайской мифологии божество-первопредок, внук (по другой версии, правнук) правителя центра Хуан-ди…

Этимология имени Чжуань-сюйя. не совсем ясна: по одним предположениям, восходящим к словарю «Шо вэнь» («Толкование знаков», 1 в.), словосочетание «чжуаньсюй» означает «настороженный облик», считается, что подобный облик Чжуань-сюй. унаследовал от своего отца Цянь Хуана (Хань Лю), по другой версии (японский учёный Мори Ясутаро), это имя означает «первопредок», «первый государь», по третьей, весьма традиционной — «истинный человек», «человек, следующий по истинному пути», по четвёртой (японский учёный Тодо Акиясу) — «человек с ровной, словно выточенной из нефрита, головой» (признак мудреца). Существуют предания о чудесном рождении Чжуань-сюй от луча звезды, пронзившего луну, словно радуга (по древнекитайским мифологическим представлениям, радуга — дракон с головами по обоим концам, и не исключено, что за этим скрыто представление о рождении первопредка от тотема-дракона как от водяного существа). Чжуань-сюй родился со щитом и копьём на голове (возможная модификация рогов первопредка). В облике Чжуань-сюйя, судя по описаниям в апокрифических сочинениях рубежа н. э., прослеживаются крайне архаические черты, отраженные в нерасчленённости частей тела, конечностей и т. п. (сросшиеся ноги, вариант — сросшиеся рёбра, сросшиеся брови). В «Люй-ши чуньцю» («Вёсны и осени Люя», 3 в. до н. э.) говорится, что Чжуань-сюй до 10 лет воспитывался у Шао-хао, а в 20 лет взошёл на престол и мудро правил 78 лет. Согласно мифологической традиции, он правил, используя магическую силу воды и давая по названиям вод (рек) названия должностей своим помощникам. Он поручил духу Чуну править югом, небом и духами, а север отдал под власть духа Ли, поручив ему править землёй и людьми. Таким образом, люди и боги не смешивались и всюду царил порядок. Видимо, по приказу Чжуань-сюй Чун и Ли прервали сообщение между небом и землёй, чтобы люди не могли больше подыматься на небеса. Чжуань-сюй поручил Фэй-луну («летящему дракону»), подражая свисту ветров восьми направлений, создать новые мелодии и музыку для жертвоприношений Шан-ди («верховному владыке»). Согласно «Хуайнань-цзы» (2 в. до н. э.), Чжуань-сюй воевал с богом вод Гун-гуном. По другим источникам, он вёл войны с мифическим родом девяти Ли, а также с племенем мяо. Чжуань-сюйю приписывается изобретение одной из систем счёта времени (т. н. «календарь Чжуань-сюй»), а также введение установлений, определяющих подчинённое положение женщины в обществе. При Чжуань-сюйе, видимо, были введены наказания и за инцест (Гань Бао, «Coy шэньцзи» — «Записки о поисках духов», 4 в. н. э… В историографической традиции даётся характеристика Чжуань-сюйю как идеального правителя (Сыма Цянь). В древних памятниках упоминаются три сына Чжуань-сюйя и другие его потомки, например племя трёхликих и одноруких, или праправнук Чжуань-сюйя по имени Пэн-цзу, проживший 800 лет.

Тысячи страшных историй на реальных событиях

Продолжить