CreepyPasta

Феномен «дорог смерти»

«Дороги смерти» — такое название закрепилось за участками дорог с повышенной аварийностью, местами, словно притягивающими аварии, которые на первый взгляд, сложно объяснить естественными причинами. Эти дороги являются самым распространённым типом «гиблых мест» современности и в отличие от многих других «нехороших» мест они обычно задокументированы.

В ходе исследования аспектов сакральной географии в Ленинградской области автором было зафиксировано несколько таких участков (вероятно, их гораздо больше), о некоторых из которых пойдет речь ниже. «Гиблые» места можно назвать своеобразными антиподами святых и целительных мест, и поскольку все в мире взаимосвязано, представляет интерес рассмотреть и некоторые их особенности, хотя в целом, этой теме было уделено гораздо меньше внимания и сил.

Наблюдение №1: с точки зрения фольклора

1. Места, требующие жертв

В фольклоре Ленинградской области можно найти упоминания о местах, которые с некоторой степенью условности можно назвать предтечами гиблых мест на дорогах — природных местах, которые словно притягивали смерть людей. Информация о нескольких таких местах собрана этнографами в разных районах области, например в западных районах речь идёт о некоторых водоёмах и камнях. Эти места и их странные свойства, вероятно, были известны людям издревле и местное население приспособилось к ним, принося в жертву животных.

Считалось, что если этого не сделать, то в этом месте погибнет человек. Подобные суеверия чаще всего связывались с водными духами, но были очень широко распространены. В качестве примера можно процитировать характерный для Ленинградской области случай из д. Орлы (Котко), Кингисеппского района:

«Принесение барана в жертву местные жители объясняли так: я родился и вырос в деревне Котко. Там было много детей, и каждое лето кто-нибудь из детей тонул в реке. Тогда говорили, что Кирлоукс приходит вас хватать. Тогда брали из деревенского стада большого барана. И тогда забивали его и бросали кишки туда в реку, чтобы Кирлоукс не трогал детей, и в это все верили».

Впрочем, общего у них с «дорогами смерти» немного — то, что водоёмы в древности также являлись «дорогами» и то, что в обоих случаях гибель людей привязывается к конкретным местам.

2. Чёртовы дороги, «голые дороги», дороги духов

Другой фольклорный феномен, также известный в некоторых районах Северо-Запада, это так называемые «чёртовы дороги», именуемые также иногда «голыми дорогами» (д. Ладва, Подпорожский район). Эти «дороги» также считаются опасными местами, на которых нельзя ночевать или строить дома. Считается, что по этим дорогам ездят призраки, черти и т. п. В реальности, на таких местах иногда наблюдаются сильные локальные вихри или порывы ветра («деревья клонились до земли», как рассказывал один из очевидцев в ходе одного опроса в 2009 г…

В некоторых случаях «голая дорога» является линией подавленной, или менее выразительной относительно фона, растительности, по краям которой растут особо пышные деревья. Там где «чёртова дорога» пересекает «обычную» часто разрушается покрытие, прохождение «чёртовой дороги» через какое-либо сооружение легко опознать по симметрично располагающимся трещинам на противоположных стенах, по пятнам мхов и т. п. признакам.

Среди западных исследователей подобные природные проявления получили название «чёрный поток» (Cowan D., Stark A. ), в России — «полосы биофизических аномалий», в некоторых случаях их связывают с подземными водными жилами, разломами и другими природными проявлениями. «Дороги духов» известны во многих культурах и традициях, наиболее известные примеры — в Западной Европе, Китае, Центральной Америке, но и этот феномен также лишь косвенно может касаться рассматриваемых здесь гиблых мест на современных дорогах.

Собственно феномен «дорог смерти» возник уже в наше время, в связи с развитием транспорта, и хотя особого фольклора не сформировал, о таких гиблых участках могут поведать местные жители во многих районах. Например, существует распространённое народное мнение, что «дороги смерти» возникают там, где современные дороги прокладывают по старым кладбищам и жальникам, но эта версия часто не проверяема. Вполне возможно, что она далеко не всегда отражает реальное положение вещей.

Например, автору известен случай, когда одну дорогу в Лужском районе засыпали песком с жальника вперемешку с костями, при этом никакого увеличения аварий там не произошло. С другой стороны нельзя сказать, что в таких местах дороги проходят через ГПЗ (ГПЗ — Геопатогенные Зоны). Например, у одного известного «нехорошего» места в Гатчинском районе, мимо которого поворачивает дорога, никакого множества аварий нет, хотя расположенная в самом лесу подстанция ломается без видимых причин с завидной периодичностью.

Также у нескольких других блудных мест, мимо которых проходят дороги, не фиксируется повышенная аварийность. К «дорогам смерти» вероятно нельзя отнести место единичного наблюдения хрономиража в Гатчинском районе, где также было несколько аварий и имеется плавный поворот. В целом опросы современного местного населения не позволяют выявить возможные убедительные причины образования участков с повышенной аварийностью, не связывают их с какими-либо древними поверьями.

Тысячи страшных историй на реальных событиях

Продолжить