CreepyPasta

Фобии Стивена Кинга, описанные им самим

Стивен Кинг — самый издаваемый из современных писателей, достаточно посмотреть на цифры тиражей его книг, и непревзойденный мастер жанра ужаса и триллера. Своеобразие его литературного стиля, «затягивающего в пучину ужаса», мало кому удалось перенести на экран. Это, прежде всего, умение подбирать слова…

«Я всего боюсь». Стивен Кинг

«Кинг неоднократно и во всеуслышание зачитывал поистине внушительный перечень своих страхов: темнота, змеи, крысы, пауки, все липкое, психотерапия, уродство, замкнутое пространство, смерть, неспособность писать, полеты»…, — пишет Лайза Роугек в биографии Кинга «Сердце, в котором живет страх».

Страх смерти

Смертью и страхом пронизаны практически все произведения Кинга. Что и неудивительно. Страх смерти — это своеобразная «универсальная фобия», свойственная любому человеку, прародитель всех других страхов. Бояться смерти — нормально. Фобий, производных страха смерти, множество. К ним относят и боязнь темноты. По мнению большинства психологов, фиксация на связи темноты, ночи с неким злом и смертью происходит из-за травмирующего переживания в раннем возрасте (3-4 года), когда ребенок начинает осознавать себя.

Терминология:

Танатофобия — навязчивый страх внезапной скоропостижной смерти.

Некрофобия — боязнь трупов и похоронных принадлежностей.

Тафофобия — боязнь быть погребенным заживо, боязнь похорон.

Никтофобия (ахлуофобия, скотофобия, эклуофобия) — боязнь темноты, ночи

Сциофобия — боязнь теней.

Страх смерти неразрывно связан с культурной и религиозной средой. Это не значит, что уверенность в существовании загробного мира, свойственная, например, представителю древнеегипетской культуры или набожному христианину из Средневековья, избавляла их от страха смерти, собственной или близких. Вовсе нет, просто они по-другому относились к смерти. А вот ХХ-й век — время фобий. Изменились представления о норме и патологии, изменился ритм жизни и требования человека к самому себе и своему окружению, причем произошло это быстро и резко — всего какая-нибудь пара десятков лет. И вот уже стресс и тревога — вечные спутники нашей с вами жизни. В теории психоанализа, пожалуй, главной психологической теории ХХ века, страх смерти связывают с ранними болезненными переживаниями и с так называемым влечением к смерти (ну куда же без сексуальной подоплеки). Впрочем, самим Фрейдом влечение к смерти и страх смерти никогда не связывались, и местоположение этого страха «где-то между «Я» и «Сверх-Я»«психоаналитики продолжают искать до сих пор».

Если проследить развитие отдельной личности, то можно сказать, что осознание страха смерти у детей происходит довольно поздно. Отсутствие этого страха — отличительная черта детской психики, даже в 10-12 лет смерть все еще оценивается как временное явление. Конечно, если в жизни ребенка не было травмирующего переживания.

«Смерть — тайна, ужас, и надо хранить ее подальше от детей, совсем спрятать ее от детей — таким путем пошли викторианские джентльмены и дамы», писал Кинг в одном из самых известных своих романов «Кладбище домашних животных». От него самого смерть никто не спрятал. Один из самых известных эпизодов его биографии: в четыре года он стал свидетелем гибели сверстника под колесами поезда. Позже он вытеснил это жуткое воспоминание, и вернулось оно лишь годы спустя. Но в том же романе Кинга, преодолев смерть, герои сталкиваются с чем-то более ужасным.

Страх клоунов

Страх клоунов — одна из многих фобий последних лет, диагностирование которой принимает уже массовый размах. И одна из фобий, порожденных фантазией Стивена Кинга, а после шагнувшая в наш мир со страниц его романа «Оно», с которым многие психологи связывают выделение этого страха в отдельный вид фобий.

Терминология:

Коулрофобия — боязнь клоунов.

Термин впервые был употреблен в середине 1980-х (роман издан в 1986 году), а последние исследования показывают довольно высокий процент людей среди наших современников, которые боятся клоунов или как минимум испытывают к ним негативные чувства. Такой перелом в отношении к этим весельчакам и любимцам публики может показаться странным лишь на первый взгляд. Психологи довольно часто описывают случаи, когда в раннем возрасте детей травмируют громкие резкие звуки, которыми сопровождаются цирковые номера, а также гипертрофированные черты клоунских лиц. Маска клоуна с большими глазами и большим ртом, которые часто трактуют как агрессивные, для ребенка — «страхолюдина», вовсе не улыбающийся добряк, а пугающий незнакомец. «В детстве я видел, как другие дети тоже плачут при виде клоунов, — говорил Стивен Кинг. — По-моему, в этом персонаже есть нечто жутковатое, нечто зловещее — под маской радости и веселья может таиться зло».

К тому же, поклонник массовой культуры и комиксов, Кинг не мог не провести параллели с другим персонажем, похожим на клоуна — Джокером, с недавних пор ставшим для нас абсолютным олицетворением зла.

Лицо клоуна в канаве было белым, с обеих сторон его плешивой головы торчали смешные клочья рыжих волос, а к губам налипла клоунская гримаса. Живи Джордж позже, ему бы прежде всего пришел в голову Рональд Макдональд, а вовсе не Бозо и Кларабель.

Тысячи страшных историй на реальных событиях

Продолжить