CreepyPasta

Ветер трагедий — Сарма

Невдалеке от залива Мухур расположена речка Сарма с быстрой и необыкновенно чистой водой. Сарма известна на Байкале прежде всего ветром, вылетающим из ее долины — трубы «диким вепрем» и порою сметающим на своем пути все, что попадется перед его силищей. Бо­язнь этого ветра весьма велика среди рыбаков и моряков Байкала. В дельте Сармы можно увидеть и такие живые уникумы Байкала как монгольская жаба, кулик — длиннопалый песочник…

Именно шквальный ветер под названием «Сарма» стал причи­ной самой крупной катастрофы за обозримый период на Байкале. Трагедия произошла в ночь с 14 на 15 октября 1901 года невдалеке от пролива «Ольхонские ворота» в Малом море. В шторме, отор­вавшись от буксирующего парохода, было выброшено на скальный берег острова Ольхон судно «Потапов», принадлежащее немчиновскому пароходству. Трагедия унесла жизни 158 человек, из которых 143 мужчины, 11 женщин и четверо детей. К материальному ущербу были отнесены 550 разбитых бочек с рыбой и 107 утопленных нево­дов. И это, если не считать потерей, которые понесли другие судна, побывавшие в данном шторме.

С диким и коварным ветром Сармы связано и художественное восприятие Байкала, квинтэссенцией которого можно назвать ощу­щение жестокой и неукротимой всесильности озера. П. Л. Драверт в 1911 году написал сонет, отражающий эту реалию.

Хамар-Дабан закрыт свинцовой пеленою.
Тела косматых туч сползают на Байкал,
Цепляясь за края обветренных скал,
Висящих сумрачно над жадной глубиною…
Внезапно тишину зловещую прорвал
Раскатистый удар за огненной стрелою
И, грозно разносясь над рябью водяною,
Дал сарме бешеной условленный сигнал…
Изрыта, вспучена равнина вод холодных.
Как стая хищников, свирепых и голодных,
Бежит стремительно валов кипучий ряд
И пеной обдает береговые кручи;
А кедры наверху под бурею шумят,
Впиваясь иглами в разорванные тучи.

Курма — посёлок на берегу Малого моря. Местные жители считают, что название это образовалось от бурятского слова хумээ, хурбээ — «дошли», «доехали», «прибыли». По преданию, ольхонские буряты, передвигаясь через горы с запада к Байкалу, в этом месте добрались до берега озера, считая, что прибыли в местность, где можно жить. По-видимому, до этих «крайних» мест доходили и древние люди, строя на них различные укрепления. Так, недалеко от устьев рек Сарма, Зама и Курма на возвышенных местах найдены курыканские стены и сторожевые башни.

«Зама» — деревня и близкий от неё посёлок «Онгурен» — эти два названия осмысливаются в сочетании двух бурятских слов: «зам» — «путь», «дорога», «проход» и «унгэ рээ» — окончание, конец, то есть место, где кончилась дорога. По преданию, когда предки оль-хонских бурят в 17-18 веках перекочёвывали с других мест и рассе­лялись по берегу Байкала, то путь на север на этом участке берега им преградили горы, выступавшие к самому морю. И кто-то из вождей сказал: «Замунгэрээ». Интересно, что расстояние от поселка Онгу­рен до лежащего на другом берегу селения Усть-Баргузин считается наибольшей шириной озера — 79,5 км.
Меню Добавить

Тысячи страшных историй на реальных событиях

Продолжить