CreepyPasta

Как стать окаменелостью?

Каждое ископаемое — это маленькое чудо. Как отмечает Билл Брайсон в своей книге «Короткая история практически всего», лишь одна косточка из миллиарда становится окаменелостью. По таким расчетам, все окаменевшее наследие 320 миллионов людей, живущих, например, сегодня в США, будет представлять примерно 60 костей — или менее одной четвертой человеческого скелета. Менее 1/10 одного процента всех видов, когда-либо существовавших, стало окаменелостями…

Но если постараться, можно здорово увеличить свои шансы на вечную жизнь хотя бы в таком виде. Если представить, что эти 60 костей будут разбросаны на площади 9,88 миллиона километров, шансы найти эти кости в будущем практически отсутствуют. В целом окаменение (или фоссилизация) представляет собой настолько маловероятный процесс, что, по оценкам ученых, менее 1/10 одного процента всех существовавших когда-либо видов превратились в ископаемые окаменелости. И уж точно не все были обнаружены.

У людей в этом смысле есть определенное преимущество: у нас тяжелые скелеты и мы относительно большие. Таким образом, мы с большей вероятностью пройдем через фоссилизацию, чем медуза или червь. Однако есть кое-что, что поможем вам остаться в земле надолго.

Тафономия — наука о погребении, распаде и сохранении — то есть о процессах, которые протекают после того, как организм умирает и становится окаменевшим. Чтобы узнать, как стать ископаемым, BBC поговорила с лучшими тафономистами в мире.

Закопайтесь и побыстрее

«Поддерживать хорошее состояние тела после смерти — это большой вопрос. Достаточно долго, чтобы погрузиться в осадочный слой и затем измениться физически и химически глубоко под землей, чтобы стать ископаемым», говорит Сью Бердмор, тафономист из Музея естественной истории Оксфордского университета.

«Чтобы сохраниться на миллионы лет, вы должны также пережить первые часы, дни, сезоны, десятилетия, века и тысячи лет», добавляет Сюзан Кидвелл, профессор Чикагского университета. «То есть нужно пережить первоначальный переход из «тафономически активной зоны» в зону перманентного захоронения, когда ваши останки вряд ли будут эксгумированы».

Есть бесконечно много способов нарушить успешную фоссилизацию. Многое может произойти на глубине 20-50 сантиметров, в почве или на морском дне. Останки могут быть съедены и разбросаны падальщиками, например, или подвергаться воздействию элементов слишком долгое время. Также не хотелось бы, чтобы их трогали или перемещали землероющие животные.

Когда доходит до быстрого захоронения, в помощь могут подоспеть природные катаклизмы — наводнения, например, которые погружают огромные объемы осадочных пород или вулканических извержений. «По одной из теорий, кости динозавров укладывались изначально в сухих условиях, которые привели к гибели динозавров, а затем потоки сносили осадочные породы, которые их хоронили», говорит Бердмор.

Конечно, мы привыкли закапывать человеческие тела на глубине двух метров (без кремации). Но этого недостаточно.

Найдите воды

Конечно, первым шагом будет умереть, но умереть где угодно не получится. Нужно найти подходящее место. Стоит также помнить о воде. Если вы умрете в сухой среде, как только вас найдут падальщики, ваши кости точно окажутся на поверхности. Большинство специалистов сходятся во мнении, что лучше погрузиться в песок, грязь и осадочные слои, а для этого лучше всего подойдут озера, поймы и реки, либо дно моря.

«Палеосреда, в которой мы находим лучшие окаменелости, — это озера и речные системы», говорит Кейтлин Симе, тафонист из Университета Квинсленда в Брисбене, Австралия. Важный фактор — скорость, с которой свежие осадки хоронят объект. Она рекомендует реки, текущие из гор, которые вызывают эрозию и выносят много осадков. Другим вариантом является прибрежная дельта или пойма, где речные отложения быстро сбрасываются, когда вода направляется в море.

Идеальным было бы «аноксическое» окружение, в котором очень мало кислорода и в котором не могут существовать животные и микроорганизмы, которые могут потревожить и переварить останки.

Кидвелл рекомендует избегать погружения на 50 сантиметров ниже морского дна, потому что на такой глубине обычно зарываются крабы, креветки, черви и прочая живность.

«Нужно как можно быстрее оказаться в месте с относительно низким подъемом, чтобы оно скорее опускалось в осадок, чем поднималось, и желательно со стоячей водой — пруд, озеро, эстуарий или океан — так, чтобы в ней появилась бескислородная среда».

В редких случаях окаменелости, созданные в такого рода спокойных, аноксических условиях, сохраняют свои мягкие ткани — кожу, перья и внутренности. В Китае находили пернатых динозавров, а в баварских карьерах — первых птиц, археоптериксов.

Как только ваши окаменелости окажутся ниже биологически активного слоя поверхности, они будут стабильно погружаться все глубже и глубже по мере накопления осадочного слоя, говорит Кидвелл. Риск разрушения в таком случае переходит к совершенно другой геологической шкале, а именно к тектонике.

Вопрос в том, сколько потребуется времени на то, чтобы осадки, окружающие труп, превратились в крепкий камень, чтобы затем быть поднятыми в процессе геологической активности на высоту, где эрозия сможет обнажить останки.

Откажитесь от гроба

Теперь мы переходим к техническим аспектам окаменелости — и тому, какой окаменелостью может стать ваше тело.

Тысячи страшных историй на реальных событиях

Продолжить