CreepyPasta

Портреты, меняющие судьбы

Альфреду Хиггинсу было 47 лет. Он входил в число пятидесяти самых богатых людей мира. У него была красивая жена и милые дочки-близняшки. Летом 1996 года Альфред заказал картину: он и супруга стоят на палубе их любимой яхты. Картина получилась колоритная, но вскоре после окончания работы над ней у Альфреда случилось смертельное кровоизлияние в мозг. Через неделю его жену госпитализировали с приступом острого психоза, и вскоре она скончалась.

Холсты-убийцы

Супруги Хиггинс умерли оттого, что их нарисовал Марк Квин. Говорили, что художник продал душу дьяволу — все изображенные на картинах люди умирали вскоре после позирования. Хиггинсы были первыми. Художник не дает интервью, не комментирует трагические судьбы своих моделей. Он периодически звонит тому или иному состоятельному человеку, чье лицо часто мелькает в газетах: «Знаете, планирую сделать ваш портрет… « И смертельно напуганный миллионер выплачивает кругленькую сумму только за то, чтобы он этого не делал…

Портрет может изменить судьбу человека как в плохую, так и в хорошую сторону. Историки склонны акцентировать внимание на трагических случаях, потому что их легче зафиксировать, хотя известны и другие.

Из досье

Историкам известно немало случаев, когда изображенные на портретах люди умирали преждевременной или насильственной смертью.

Леонардо да Винчи согласился написать для флорентийского гражданина, мессира Франческо дель Джиокондо, портрет его жены Моны Лизы. Тогда ей было 24 года, она была безмерно красива… Леонардо работал над портретом четыре года, но не успел завершить. В маленьком глухом городке Лангонеро Мона Лиза Джиоконда умерла.

Супруга великого Рембрандта, Саския (она была моделью его «Данаи» и «Флоры»), умерла в возрасте тридцати лет. Рембрандт нарисовал портрет своих детей — трое умерли во младенчестве, четвертый в 27 лет. Вторая мена Рембрандта — Хендрике Стоффельдс, запечатленная на многих картинах, — тоже прожила недолго.

Холсты-исцелители

Пятилетняя Лиза Киселева ударила коленку. На рентгене обнаружили трещину кости, наложили гипс. Кость быстро срослась. Но вскоре Лиза вновь пожаловалась на боль в ноге… И опять обследования, слезы, мольбы, неизвестность. Осенью вместо школы Лиза поступила в онкоцентр — рак легкого, множественные метастазы, не оставляющие надежд.

Родители, смирившись с горем, попросили знакомого художника написать портрет их дочери. Изобразить ее такой, как до болезни, — с курчавыми ярко-рыжими волосами, блестящими голубыми глазами и румяными щечками. На память… Портрет получился как живой. А через месяц врачи с удивлением обнаружили, что опухоль перестала расти. Сейчас Лиза учится в шестом классе — рыжеволосая, голубоглазая, румяная. Врачи назвали ее выздоровление чудом. А родители уверены: причина в портрете — он словно заставил Лизу стать похожей на себя.

Из досье

Несколько примеров того, как портреты благотворно влияли на судьбы изображенных на них людей.

Итальянскому живописцу Рафаэлю Санти для знаменитой Сикстинской мадонны и некоторых других полотен позировала дочь бедного булочника Маргарита Лути по прозвищу Форнарина (в переводе — булочница). После этого ее судьба сложилась неожиданно благополучно для представительницы бедного сословия — она вышла замуж за богатого вельможу и прожила долгую счастливую жизнь.

Моделью великолепных мадонн Рубенса была его жена — красавица Елена Фоурмент. Он беспрерывно писал ее портреты и в качестве героини множества мифологических сюжетов — она становилась все краше, нарожала много здоровых детишек. Намного пережила мужа.

Мнение специалистов

Искусствовед Наталья Синельникова, кандидат искусствоведения:

— Да, те, кто близко связан с миром искусств, хорошо знают: творческое общение с художником не проходит бесследно для портретируемого. Почему?

Настоящий художник, создавая картину, вкладывает в нее душу, насыщает огромной энергией. В это время он обязательно чем-то подпитывается — от плитки шоколада до космической энергии, кто чем может. От степени этой «подключенности к источнику питания» и зависит, видимо, влияние творца на окружающих людей. Некоторые художники отличаются колоссальной энергетикой — они выплескивают ее на картину, а заодно и на натурщиц, семью и близких. Таким был, например, Рубенс, рядом с которым все женщины расцветали. Другие художники, напротив, подобны губке — они высасывают энергию из окружающих, чтобы отдать ее картине, поэтому модели и члены семьи чахнут прямо на глазах, как это было, например, с Пикассо. Механизмы подобного вампиризма нам неизвестны…

Но такого не происходит с ремесленниками, которые на многолюдных площадях рисуют желающих, — они не вкладывают в изображение душу. Портрет, который действительно обладает внутренней энергией, отличается от остальных — смотришь ему в глаза и чувствуешь: еще мгновение, и ты попадешь в зазеркалье, за картину…

Руководитель КБ «Астра» при МАИ и объединения «Космопоиск» Вадим Чернобров:

— Над тайной «судьбоносных картин» работали ученые разных стран. В Новой и Старой Пинакотеке в Мюнхене, в Лувре в Париже, в художественных галереях Брюсселя были установлены специальные приборы, фиксирующие движения глаз зрителей и время, проведенное у картины. Исследователи обнаружили, что в ряде картин явно присутствует некая энергия, душа.

Тысячи страшных историй на реальных событиях

Продолжить