CreepyPasta

Самое древнее и самое сильное чувство человека — страх

Искусственно сублимированные ужасы — своеобразное успокоительное средство, олицетворением которого может послужить готическая литература.

Ее предшественником являлся «готический роман», популярный в XVIII — XIX веках. Этот термин появился из-за пристрастия авторов разворачивать свои мрачные истории в старинных замках готической постройки — с винтовыми лестницами, скрипящими в темноте дверьми, скользящими по стенам подземелий тенями.

Классическая готика

Готический роман имеет четкую хронологию и историю. Зародился он в 1764 г. в Англии стараниями Хораса Уолпола (роман «Замок Отранто»), чье черное дело продолжили А. Радклифф, Ш. Смит, М. Льюис, Ч. Р.Мэтьюрин, М. Шелли и, конечно же, отец Дракулы Б. Стокер. В жанре готики отметились и многие знаменитые писатели — Байрон, Готорн, Гофман, Гюго, Мериме, Уайльд и др.

Эдгар Аллан По разделил «готический роман» на два новых жанра: триллер и детектив. Семена, брошенные По, упали на благодатную почву и триллер превратился в один из наиболее популярных жанров. Целые орды авторов бросились пугать народ: Бирз, Эверс, Мейринк, Рампо, Блэквуд, Мэйкен, Ходжсон. Истории о заброшенных зловещих домах, под завязку набитых призраками, о проклятом золоте затонувших кораблей, об оживших мертвецах, выползающих из разрытых могил, и прочих милых пустяках издавались во всем мире.

В 20-е — 40-е годы XX века в триллере произошла революция. Он разделился на два направления — хоррор и саспенс. Родоначальник хоррора Говард Филипп Лавкрафт нашпиговал свои мистические истории древними демонами, зомби, загадочными чудовищами, доводившими читателя до исступления. Саспенс, прежде всего в лице творений ученика Лавкрафта Роберта Блоха, стал частью прежде всего криминального жанра. Романы Блоха «Психо», «Ночь Потрошителя» и другие — слегка затянутые, даже нудноватые вначале, с нарочито обыденным антуражем вдруг оборачиваются таким ужасом, что сердце готово выпорхнуть из груди.

Современная готика

Отнюдь не каждый ужастик относится к готике. Лишь некоторые произведения таких знаменитостей как С. Кинг, Д. Кунц, К. Баркер, Р. МакКаммон, несут в себе готические элементы. Есть три магистральные темы готической литературы. Во-первых, это Смерть, чей культ пронизывает всю готическую субкультуру. Отсюда плавно вытекают сверхъестственный оккультизм в виде призраков, зомби, черной-пречерной магии и истории о вампирах.

Ученики Лавкрафта

Основатель хоррора дал мощный толчок развитию жанра. Практически все мало-мальски заметные авторы первой половины XX века, творившие «ужасные» истории, признавали Лавкрафта своим учителем. Хотя был еще, скажем, англичанин Монтегю Родс Джеймс (1862-1936), специалист по истории средних веков, написавший массу рассказов о привидениях. Он также вполне обосновано считается одним из гуру готической литературы.

Огюст Уильям Дерлет (1909-1971) — страстный поклонник Лавкрафта, посвятивший жизнь пропаганде его творчества. Он основал издательство Arkham House, где, наряду с произведениями кумира публиковались и другие мастера. Сам Дерлет написал два сборника подражаний Лавкрафту — «Маска Ктулху» (1958) и «След Ктулху» (1962). Денис Уитли (1897-1977), кроме мистики, писал также исторические и шпионские книги. Но славу ему принесли романы именно готической стилистики, связанные с дьявольскими кознями и миром призраков, наиболее известны «To the Devil a Daughter» (1953) и «The Satanist» (1960). Ширли Джексон (1919-1965) считается родоначальником «психологической готики». Особенно прославил ее сборник «Лотерея», заглавный рассказ которого стал визитной карточкой писательницы.

Новая генерация

Среди мастеров современной готики ведущие позиции принадлежат британцам. Темы их творчества самые гото-мэйнстримовские: СМЕРТЬ, Смерть, смерть — во всех видах и проявлениях.

Рэмзи Кэмпбелл (р.1946), кроме готических триллеров пишет также dark fantasy. Критики окрестили его «современным Лавкрафтом». Кроме россыпи рассказов, Кэмпбелл выдал ряд хитовых романов — «The Doll Who Ate His Mother» (1976), «To Wake the Dead» (1980, Британская премия фэнтези-81), «The Hungry Moon» (1986, Британская премия фэнтези-88). Джеймс Херберт (р.1943) поначалу творил довольно мерзкие ужастики о монстрах, — особой популярностью пользовался «Крысы» (1974) и «Логово» (1979) о гигантских крысах-мутантах. А вот потом уже пошла готика — «The Dark» (1980), «The Magic Cottage» (1986), «Sepulchre» (1987). Брайан Ламли (р.1937) более 20 лет служил в Королевской военной полиции, попутно кропая подражания Лавкрафту (цикл «Titus Crow»). Сейчас он является одним из известнейших британских авторов хоррора. Герой его самого знаменитого цикла «Некроскоп» (уже 10 томов, готовится к выходу в ЭКСМО) Гарри Киф умеет разговаривать с мертвыми. Из-за этого он и ввязывается в разные неприятности, вроде противостояния некромантам да вампирам. Шотландец Грэм Мастерсон (р.1946) обитает в старинном доме готической постройки в ирландском городе Корк. Неудивительно, что он стал одним из самых прославленных авторов современной готики! Он лауреат премий «Эдгар» и «Брэм Стокер», номинант Всемирной премии фэнтези.

Тысячи страшных историй на реальных событиях

Продолжить