CreepyPasta

Почему у Пушкина «русалка на ветвях сидит»?

А никто из вас не задумывался, как русалка с таким хвостом забиралась на деревья? На руках что ли лезла? Обычно мы представляем себе русалок плавающих в море и завлекающих в их глубины моряков. А тут вдруг Пушкин пишет про русалку на дереве!

Но этому есть объяснение… Русалки, или водяные девы (Мавки, Навки, Лоскотухи, Лохматки, Шутихи, Купалки, Водяницы, Лешачихи, Девки-Волосатихи, Берегини), известны во многих культурах. Существа, которые живут под водой, имеют необычную внешность, обладают некой связью с потусторонним миром, известны в истории и мифологии практически всех стран мира. И всё же, по каким-то причинам, русалки одной культуры сильно отличаются от русалок другой культуры. К примеру, в Европе бытовали поверия, что русалки — это девы с рыбьими хвостами. В нашей же культуре, традициях и мифологии славян, русалки — это духи, души заложных покойников, то есть умерших не своей смертью. В отличие от обычных привидений и призраков, русалки наши, хоть и являются духами, всё же имеют вполне реальные черты, вполне осязаемы и их довольно сложно отличить от обычных людей.

Собственно, представления о русалках сложились у нас под воздействием, прежде всего, сказки Андерсена «Русалочка», а также одноименного диснеевского мультика. Посему большинство граждан (причем не только малолетних) не сомневаются, что русалки обитают в воде, плещут рыбьими хвостами и вступают с человеком в сложные отношения.

Однако большой знаток русского фольклора Александр Сергеевич Пушкин, конечно, не зря посадил свою русалку на дерево. Уж он-то знал, что русская русалка с заморскими подругами-ундинами имеет не слишком много общего. И рыбьего хвоста у нее в помине нет.

Живут русалки не только в воде. С Троицына дня до дня Петрова (С. Б. Русальная неделя) они выходят и, рассыпаясь, вплоть до осени, по полям, перелескам и рощам, они выбирают себе развесистую, склонившуюся над водой иву или плакучую березу, где и живут. Ночью, при луне, которая для них ярче обычного светит, они качаются на ветвях, аукаются между собой и водят веселые хороводы с песнями, играми и плясками. Где они бегали и резвились, там трава растет гуще и зеленее, там и хлеб родится обильнее.

Праздником славянских русалок является Купальская Неделя и, собственно, апогей праздника, его вершина — Купала. В эту ночь они веселятся и уходят в свои омуты до следующего лета. Судя по исследованиям древних поверий и мифов, в старину воду представляли вратами в иной мир, в подземное царство.

Как уже говорилось, русалки есть во многих культурах мира. В разных видах, с разными именами и названиями. В одних мифах — это боги, в других мифах — это существа и духи. Многие исследователи считают первым упоминанием о русалках вавилонского бога Оаннеса, который менял свою форму и стал существом с головой и торсом мужчины и хвостом вместо ног. В Сирии — это богиня Атаргате, которая также имеет рыбий хвост и является покровительницей рыболовов. В средней Азии — Ведява (Мать Воды). В Средней Азии же — Су-къз (наполовину девы, наполовину рыбы). В Ирландии — Мерроу. В древней Греции люди с рыбьими хвостами женского пола именовались Сиренами, а мужского — Тритонами. Сиреной русалок и сейчас называют во многих европейских странах — Франции, Италии, Испании и т. д. Также хвостатых существ в Греции называли Нереидами, а вот похожих на наших русалок, живущих в реках и озёрах, называли — Нимфами. Можно сказать, что именно греческие Нимфы ближе всего к нашим русалкам-берегиням. Германская Ундина также не имеет хвоста. В южнославянской мифологии русалок называли — Вилами. Вилы являются обитателями вод, владеют источниками, реками, озёрами, прудами и колодцами. Считалось, что именно вилы запирают воды на зиму слоем льда.

В славянской древности русалок называли Мавками. Мавками называли в древности и духов умерших детей. Представляли их то красавицами с зелёными от водорослей волосами, то безобразными старухами. Безобразная старуха, часто косматая, с отвисшими грудями, большим брюхом, горбом на спине, страшным лицом и повадками, судя по всему, произошла из более древнего поверия в Водяниху или Водяную Чертовку. Возможно, что в древности в водоёмах было место и Водяному и Водянихе и самим русалкам, но впоследствии эти понятия смешались. Также Мавки представляются спутницами Водяного — царя водоёма.

Чаще всего русалку всё же представляют красивой, простоволосой девушкой, которая ходит либо без одежды, либо в рубахе без пояса. При встрече с такими духами им стоит кинуть одежду или платок, чтобы избежать несчастий.

Древние славяне также верили и в русалочьих детей. Как это ни удивительно, но у духов, оказывается, тоже могут быть свои детки. Чаще всего русалочьи дети — это дети самих русалок, которые родились после связи русалок со своими мужьями из подводного мира или с мужьями из мира людей, либо с самим Водяным — хозяином заводи. Однако иногда русалочьих деток представляли, как духов утонувших детей.

Удивительны предания древних славян и о способностях русалок. Им приписывают поистине фантастические чудеса. Так русалки могут обернуться возом сена, красной коровой, лошадью, телёнком, собакой, мышью, птицей, зайцем.

Тысячи страшных историй на реальных событиях

Продолжить