CreepyPasta

Дерево, Древо

Дерево, Древо. Поскольку оно корнями уходит в землю, а его ветви устремлены к небу, оно, как и сам человек, является отражением «сущности двух миров» и посредником между «верхом и низом».

Во многих древних культурах определенные деревья или даже целая роща не только почитаются как место обитания сверхъестественных существ (богов, низших духов), но дерево в широком смысле рассматривалось как ось мира, вокруг которой группируется космос, например мировое древо Иггдрасиль у северных германцев, или священное Цейба, или Ячкхе-дерево юкатанских майя, которое растет в центре мира и служит опорой для слоев неба, причем в каждой из четырех сторон света используется по одному цветному дереву этого вида в качестве угловых столбов небосвода. Известна роль табуированных деревьев в библейском раю, для буддиста священный фикус, под которым на Будду снизошло озарение, является символом «великого пробуждения».

В Древнем Египте почитали сикомор (платан), из которого богиня Хатор дает умершему или же птице его души (ба) укрепляющий напиток и еду. В качестве древа жизни почитался шумерский бог растительности Думузи (Таммуз).В Древнем Китае почитали персиковое и тутовое дерево, кельтские друиды — дуб, который в качестве священного приписывали германскому богу грома и (у греков) царю богов Зевсу. Священные деревья такого рода — частично реально, частично идеализированно и с возвышением до уровня космического символа — имеются почти у всех древних народов. В христианской иконографии дерево является символом богоугодной жизни, и его прохождение через годовой цикл указывает на жизнь, смерть и воскресение, а неплодородное или умершее дерево, напротив, — на грешника. Из древесины райского «древа познания» позже якобы смастерили крест Христа, который отныне стал для верующего древом жизни. Неоднократно его изображали с сучьями и листьями или сравнивали с первоначальным деревом «корня Иисуса». В символике, связанной с деревом, и в почитании его закреплены наконец остатки древней первобытной религии, в которой деревья не просто дают древесину, но и являются одушевленными существами, в которых обитали эльфоподобные нимфы, к которым у человека было чувственное отношение.

На это указывают также деревья с прикрепленными к их стволу иконами («Лесные молитвы» в Австрии), а также рождественская елка, которая почти во всем мире воспринимается как утешительный символ оживления (появления зелени) и обновления. «Древом жизни» считалась прежде всего Мария, благословенная Святым Духом, который в качестве плода мира подарил Спасителя. Представляется, что старые деревенские святыни и места паломничества передают традицию древних «священных деревьев», в которую облачена символика, связанная с Марией, нашему времени: «Мария в трех дубах», «Мария в зелени», «Мария в липах» и т. д., епископ Эццо Бамбергский воспел крест как благословенное дерево: «И несла твоя ветка небесную ношу, в тебе текла высокородная кровь. Твой плод сладок и хорош». На христианском Западе широко распространены легенды об отмирающих деревьях, ветвях или палках, которые в качестве знаков изъявления милости Божьей начинали зеленеть. Снабженный ветвями «деревянный крест» средневековой пластики находится во взаимосвязи с символикой воскресения, которое дерево олицетворяет через свой листопад и зимний покой перед новым распусканием листьев. Еврейская легенда гласит, что патриарх Авраам везде, где он бывал, сажал деревья, которые, однако, не всегда принимались, лишь одно дерево на земле Ханаанской быстро пошло в рост. Через него Авраам мог узнать, верил ли тот или иной человек в истинного Бога или был идолопоклонником. Над правоверными дерево расстилало свои ветви и прятало их в своей тени, а над идолопоклонниками нет. В последнем случае оно отворачивалось и поднимало свои ветви вверх, чтобы лишить их тени. Однако Авраам не отступался от идолопоклонников, а заботился о том, чтобы они приняли истинную веру.

«Тем, что Адам вкусил от древа познания, он принес смерть в мир. Однако когда появился Авраам, через другое дерево он снова исцелил мир». Легенда о приносящем исцеление дереве восходит, по-видимому, к христианской символике дерева-креста, которая была перенесена в мир Ветхого завета. Раннехристианский текст «Физиологус» сообщает об индийском дереве «перидексион», плоды которого охотно поедаются голубями, в то время как змея не может к нему приблизиться и бежит от его тени. Оно является указанием на избавителя, «настоящее древо жизни», от плодов которого живут верующие, в то время как дьявол не может к нему приблизиться. В средневековом «Бестиарии» это дерево называется «перинденс», оно защищает живущих в его тени голубей от дракона. «Небесным плодом древа является мудрость Святого Духа, которую человек воспринял в таинствах причастия» (Унтеркирхер). Прототипом деревьев восстановленного рая является в исламской мифологии дерево «заккум», листьями и плодами которого после Страшного суда кормятся осужденные на вечное проклятье грешники и богохульники. «Однако их колючие ветви и горькие плоды будут вздуваться в их телах, как расплавленная бронза» (Бельтц, 1980). Сад нового рая полон дарящих тень деревьев с лакомыми плодами, которые находятся в распоряжении оправданных богобоязненных людей.

Тысячи страшных историй на реальных событиях

Продолжить