CreepyPasta

Девица Кристина (Domnisoara Christina, 1992)

Режиссер: Виорел Сергович. В главных ролях: Адриан Пинтеа, Драгос Пыслару, Ирина Петреску, Джордже Константин, Мариана Бурилана…

Румыния видится в общественном сознании страной, просто-таки утонувшей в готической атмосфере, едва ли не захлебнувшейся в ней. В конце концов, где еще существует столько легенд о стригоях, где еще мифологическое так тесно переплетено с реальным как не в этой карпатской стране. Не удивительно, что один из лучших исследователей мира сверхъестественного, мира духов и призраков, визионер, живший практически в одно с нами время, Мирча Элиаде родился в этой стране… Про Влада Дракула по прозванию Цепеш уж лучше просто промолчать. Вот только кинематографисты из тамошних краев про свои национальные особенности и знать не знали, а уж про всякого рода готические ужасы и слышать не хотели. Вот какой-нибудь «пеплум» снять — всегда, пожалуйста. Или про очередные приключения благородного разбойника по имени «Желтая Роза». А про вампирах при Чаушеску ничего — как отрезало. Не зря, видимо, слухи про домнула Николаэ ходили… Ну, да к 1992-му году с «вампирическим» режимом было уже покончено, да и про Элиаде на родине вспомнили. Так что настало время кровопийцам потихоньку обживать не только румынскую землю, но и экраны. Не сказать, что они туда ринулись толпой, но на зубок все-таки попробовали. Вот в этом самом фильме Виорела Серговича как раз и попробовали. Со всей своей трансильванской готичностью и элиадевской влюбленностью во всякого рода призраков.

«Domnişoara Cristina» — фильм всей своей сущностью кричащий о своей «готичности» в современном смысле этого слова: с викторианскими платьями, томной любовной страстью, загадочным вампиризмом и трагическим финалом. Но в то же время он обращается и к классическому готическому роману a la Анна Рэдклифф или Хорас Уолполл, под который, видимо, стилизовал свою книгу Мирча Элиаде (не читая первоисточник наверняка об этом сказать не получится). Но при этом стилистика картины Серговича ощутимо напоминает великолепную «Дикую охоту короля Стаха» Валерия Рубинчика или «Женщину в белом» Вадима Дербенева, а вот найти подходящие аналоги в западном кинематографе получится едва ли. Здесь совершенно другая (магическая, иррациональная) атмосфера, возникающая в кадре словно бы сама по себе, а не принесенная снаружи.

Впрочем, если просто сухо остановиться на сюжете, то может показаться, что таких фильмов вы пересмотрели — воз и еще маленькую тележку. Ну, умерла Кристина, старшая из сестер Моску, при таинственных обстоятельствах, сватается теперь молодой ученый Егор Пашкевич к средней, Элизе, а младшая, Симина, тайно влюбленная в красавца-мужчину, пугает того рассказами о призраке, бродящем по старинному поместью… Так что с того? Нормальный, вполне себе «готический» сюжет. Призрак действительно появится, будет высасывать жизнь из Элизы и влюбит в себя Егора… Опять-таки, вполне современный, модный, можно сказать, вампир. Таинственная, бледная красавица, появляющаяся среди ночи и исчезающая среди могил. Романтично, аж до мурашек… Вот только почитателям «Сумерек» и тому подобного стаффа смотреть фильм Серговича категорически противопоказано, несмотря на всю его бесспорную романтичность и демонстративно выказываемый респект к викторианской эпохе. И вовсе не финал истории тому причиной — он как раз вполне характерен для того периода, к которому апеллируют Элиаде и Сергович. Просто дух у фильма совсем другой. Понятно, что «дух» — это категория словами не описываемая в принципе, хотя я попытался это сделать примерами старых советских фильмов, но в «Domnişoara Cristina» он первичен. Это прежде всего национальное румынское кино, а уж потом все остальное. Конечно, до вершин, скажем, параджановских «Теней забытых предков» оно не поднимается в принципе. Но тем не менее остается интересным и заслуживающим внимания. Если же смотреть его исключительно как фильм ужасов в готическом антуража — разочарование, боюсь, неизбежно.

Тысячи страшных историй на реальных событиях

Продолжить