CreepyPasta

Сонная Лощина (Sleepy Hollow, 1999)

Режиссер: Тим Бёртон. В ролях: Джонни Депп, Кристина Риччи, Миранда Ричардсон, Майкл Гэмбон, Каспер Ван Дин…

Стальной клинок в ночи блестит, Безликий всадник ищет жертву, И вскоре с плеч глава слетит, Трофей обещан мертвых древу.

Ведомый дьявольской рукой, На призрачном коне он мчится, Чтоб обрести навек покой И в мир живых не возвратиться.

В 1820 году был опубликован рассказ американского писателя Вашингтона Ирвина «Легенда о Сонной лощине», которому почти два века спустя суждено было стать основой для одной из самых впечатляющих мистических киноисторий. На самом деле, в оригинальном произведении нет никакой мистики и вся легенда сводится к жестокому розыгрышу, который местный удалец Бром Бонс устроил своему сопернику, учителю Икабоду Крейну, в борьбе за сердце местной красавицы Катрины ван Тассель. Сценарист фильма Эндрю Кевин Уокер, придумавший ранее такие зловеще-реалистичные истории как «Сонная лощина» — отнюдь не очередная безобидная фантазия Бёртона, а великолепный мистический детектив в готических декорациях. Особая его прелесть — это ориентация на взрослую аудиторию, что выражено не только в относительно жестких эпизодах, но и в темах, которые фильм поднимает. Основные события происходят в небольшой изолированной деревушке, жители которой от обычных фермеров до чиновников и представителей церкви погрязли в пороках и моральной грязи. Практически никто не вызывает симпатий и как следствие сочувствия. Главный герой возможно хочет увидеть картину отличную от нью-йоркской, но быстро понимает, что природа людей везде одинакова, следовательно и искать корень зла нужно среди смертных. Ведь в человеке заложено как доброе так злое начало — и это неизменно.

Другие раскрытые темы — это средневековый конфликт религии и науки, а также извечные противостояния религии и веры, науки и сверхестественного. Юный Икабод (главный герой) потерял интерес к Holy Bible в то же самое время как узнал об Iron Maiden (Железная Дева — изощренная пытка). В те дикие годы любое отступление от веры каралось быстро и жестоко, и механизм католической инквизиции работал исправно. Найдя опору в науке и логике, герой все больше и больше убеждался в правильности своего выбора, пока не посетил Сонную Лощину. Ведь давно известно, что проблема науки в том, что не всё в этом мире поддается её объяснению. И в данном случае наглядность противопоставления научного подхода и ненаучного очевидна. Правильный же выбор всегда заключается в гармонии, ибо нельзя слепо следовать науке или слепо подчиняться религиозным учениям — это крайности бытия. И именно это отражено в картине.

Атмосфера фильма неповторима, как неповторим стиль Тима Бёртона. Никто не снимает так как он, потому что мало кто умеет так органично смешивать реальность и чистый вымысел. Стиль «Сонной лощины» без преувеличения совершенен и ему подчинено абсолютно всё — начиная от витиеватого почерка на вступительных титрах и заканчивая гротескными персонажами. Атмосферу главным образом создают отмеченные «Оскаром» декорации: будь то таинственный западный лес, старинная деревушка с её ветхими строениями, описанный в легенде мост, мрачное одинокое пепелище или готическая мельница. Тщательно подобранные костюмы вкупе с соответствующей эпохе речью персонажей дополняют картину. Нужного эффекта режиссер также достигает через использование фильтров и эффектов при съемке, а также выверенную цветопередачу в каждой отдельной сцене. Вот так создаются легенды. Однако, даже расщепление стиля фильма на компоненты все равно не позволит повторить подачу Бёртона, потому как только ему одному известно точное соотношение всех перечисленных кинокомпонентов.

Именитому визуальщику Бёртону часто недоставало сложных сюжетов и динамики, из-за чего многие его работы были оценены не так высоко как могли бы быть. В «Сонной лощине» режиссеру была предоставлена отличная база в виде сценария, на которой он смог полностью реализоваться. Атмосферные мирные сцены с разбросанными по ним сюжетными ключами чередуются с брутальными по исполнению эпизодами экшн. Закрученный детективный сюжет стремителен и не дает скучать, как не даёт разгадать тайну раньше времени, а авторы стараются нигде не повторяться. Даже каждое отрубание головы (а их здесь много) выполнено с особым шиком и блеском. Итог справедлив — фильм окупился, был признан и стал своего рода культовым. А его жанровая уникальность никогда не подвергалась сомнению. Всё это стало результатом огромного труда, долгих творческих изысканий и счастливого стечения событий. Ведь только на грани риска — студийного и творческого — создаются настоящие кинолегенды.

Тысячи страшных историй на реальных событиях

Продолжить