CreepyPasta

Семь нот в темноте (Sette note in nero, 1977)

Режиссер: Лючио Фульчи. В главных ролях: Дженнифер О’Нил, Габриэле Ферцетти, Марк Порель, Джанни Гарко, Ида Галли…

Вот мы и добрались до одной из самых неоднозначных, и, пожалуй, самой уникальной картины итальянского маэстро хоррора — Лючио Фульчи. «Семь нот в темноте» — это жанрово смешанный, неординарный и крайне спорный фильм, который при первом просмотре очень непросто присоединить к какой-то определённой жанровой принадлежности. При своём, казалось бы, вполне очевидном и неприкрытом уклоне в стандартный криминальный детектив, эта кинолента Лючио Фульчи преподносит зрителю массу неожиданностей и нехарактерных для стандартного детектива примочек. Начинается лента более чем очевидным уклоном в мистику, когда мы видим маленькую девочку (впоследствии — главную героиню фильма), которой является очень брутальное видение страшного самоубийства её матери. Далее сюжет перебрасывает нас на много лет вперёд, где уже изрядно повзрослевшая героиня будет вынуждена столкнуться с некой страшной загадкой, связанной с давнейшим убийством и начинается детектив.

Общий базис картины представляет некую смесь рассказов Эдгара По и классического итальянского джалло, комбинирующий лейтмотив нетривиального героя (в нашем случае — героини), стремящегося разгадать смертельно опасную тайну с фетишистской атмосферой и медленно надвигающейся, неотвратимой бедой. Однако, в данной работе Фульчи не ставит себе задачу просто подстроиться под авторские марки Героиня Дженнифер О`Нилл представлена зрителю как неприспособленный к паранормальному, интуитивный медиум, чьи видения жестокого убийства, совершённого в доме её мужа, впоследствии помогают отыскать ключ к разгадке, тем самым приводя к появлению новых смертей. Как только она подбирается к страшной правде происхождения замурованного в стене трупа и некоторых краденных художественных атрибутов, она также обнаруживает связь с правами на собственное наследство, относительно которых всё гораздо сложнее, чем, кажется сперва. Что пытаются показать ей странные видения: прошлое давно минувших лет или же предупреждения о грядущей опасности за собственное будущее? Режиссёр настолько умело и грамотно балансирует между подсказками, что ты никогда не знаешь, что же произойдёт дальше и где же зарыта собака в той или иной ситуации.

Визуальная сторона фильма — это отдельная тема. «Семь нот в темноте» это один из самых красивых фильмов, что я когда-либо видел. Операторская работа и монтаж просто поражают воображение своим виртуозным мастерством. Оператор будто бы обхватывает не только каждого отдельного актёра, но каждый отдельный объект реквизита фильма. Камера снимает так, что нам позволено рассмотреть каждый кадр буквально до миллиметра, особенно хороши планы красиво обставленных комнат особняков жителей провинциального городка. А уж как чудесно снята начальная сцена суицида матери главной героини, это просто необходимо видеть своими глазами, даже сейчас, во второй половине 2010-ых годов, она поражает своей технической стороной. Время от времени монтажёр будет подбрасывать нам небольшие подсказки из кадров, фиксирующих либо уже произошедшее, либо только собирающееся. Не отстаёт от общего настроя и прекрасная цветовая гама: лента снята преимущественно в ярко-красных тонах, перемешанных с тёмно-чёрными яркими белыми оттенками, что придаёт ей ещё большее ощущение элегантности.

Очевидно, что Джон Карпентер и Ирвин Кершнер вдохновлялись этой работой Фульчи во время создания триллера «Глаза Лауры Марс». Здесь и сам сюжет о наделенной сверхъестественным даром женщине, пытающейся вычислить преступника, и очень похожие операторские приёмы, и даже цветовая гамма, но особенно это заметно в развязке с выяснением личности маньяка, а также его мотивацией. Просто сравните эти две ленты, и вы поймёте, насколько велико было влияние этой работы мастера на Голливудских киношников. Но тот фильм всё-таки продукт на 100% голливудский, тут же у нас кино на все сто процентов европейское, созданное в рамках соответствующего стандарта. Да и что греха таить, у Фульчи получилось лучше, всё же, он был первее и смелее Карпентера. «Семь нот в темноте» — это эффектное, завораживающее и безумно красивое зрелище, которое не оставит неравнодушным никого, даже если и рискует кому-то не понравиться.

В итоге: «Семь нот в темноте» это очень необычное, уникальное и тонкое авторское кино, которое поймёт не каждый. Тем, кто привык созерцать от режиссёра брутальный и кровавый эксплуатейшн, наверняка разочаруются его минимализмом и сдержанностью, а также очень интеллигентным повествованием. Любителям же сильных психологических триллеров и густого саспенса картина покажется едва ли не идеалом, ведь всё, чего можно ждать от подобного рода триллера, здесь имеется в полной мере: сомнамбулическая атмосфера, крупные планы глаз, гипнотизирующая музыка и необъяснимый, охватывающий зрителя со всех сторон, ужас, делающий этот фильм Фульчи столь стоящим просмотра.

Тысячи страшных историй на реальных событиях

Продолжить