CreepyPasta

Я проснулся рано в день моей смерти (I Woke Up Early the Day I Died, 1998)

Режиссер: Арис Илиопулос. В главных ролях: Билли Зейн, Типпи Хедрен, Рон Перлман, Кристина Риччи, Тара Рид, Карен Блэк…

Первое, что приходит в голову во время просмотра и после него — нет, старина Вуд так трэш не снимал и вряд ли бы снял, имей возможность. На дворе 1998-й год и при чём тут давно покойный Задумка похвальная и весьма интригующая. Тем паче, что первоисточник не имеет диалогов, посему за весь хронометраж не будет услышано ни одного слова, кроме скудных вставок с закадровым рассказчиком, к тому же исполняют персонажей достаточно известные актёры. Это, например, Типпи Хедрен (Tippi Hedren), Рон Перлман (Ron Perlman), Кристина Риччи (Christina Ricci), Тара Рид (Tara Reid), Карен Блэк (Karen Black), и центровой герой, играемый Билли Зейном (Billy Zane). Остальные тоже узнаваемы, если не по фамилиям, то на лицо точно. И в этом кроется, пожалуй, главная «изюминка», становящаяся основополагающим стержнем или же импульсом ко всему зрелищу. Ведь все мы помним, что Вуд только дважды работал с настоящим профессиональном дурашливый примитивный сюжет воплощает в жизнь когорта полноценных актёров с опытом и знанием, как быть достоверными в образе, посему дух Вуда исчез на процентов девяносто: они натужно кривляются, возводят прописанные эмоции в верх абсурда, подпрыгивают на местах, строят рожи, мультяшно бегают и так далее. А ведь, как ни крути, у Вуда вся прелесть была в неподдельных стараниях полнейших неумех играть серьёзно, делать серьёзные мины при идиотских сюжетах. В этом была вся искренность, правдивость, душевность. К сожалению, известный состав лицедеев такой ход вещей не ухватил, видимо в понимании авторов отличительная черта виденья Вуда в совсем другом, в каком-то хаотичном балагане, чтоб каждый изображал гротескного клоуна. То есть быть наивным это одно, а налеплять на себя маску наивности совсем другое. Зрителей не обманешь.

В чисто техническом плане фильм идентично заметно «другой». Вуд делал бы криминальный нуар с неспешным тягучим ритмом. Он мог быть чёрно-белым или цветным, но суть не изменилась бы. Ныне стилистика иная, наполненная шумными музыкальными композициями (за её подборку ответственен исполнитель главной актёрской партии, к слову), наслаивающимися друг на друга, тематически несопоставимые воедино, а операторские ракурсы далеко не академические или примитивные наезды крупными планами — камера подвижная, вёрткая со многими монтажными склейками.

В целом получается, что если ждать подражания хорошо знакомому трэш-творчеству Вуда, то кино не оправдывает надежды. Это можно считать за недостаток, а можно и вовсе нет. И будучи настроенным на вольную постановку, свободную от наследия именитого создателя «плохого кино», просмотр дарит определённое удовольствие. Во-первых, пребывая бессловесными, персонажи много используют исключительно выразительность своей мимики, во-вторых, заигрывают с наследием немого синематографа, прибегая к разным гэгам с комедийными падениями на ровном месте, в-третьих, история имеет «обязательные» элементы праотца со всевозможными нелепыми деталями, как частое фигурирование каменных надгробий в кадре, несуразных мало мотивированных убийств, скелетов, загадочного культа… И надо отдать должное самому сценарию, который чисто «эдвудовский», где пред нами наивный странный мир с такими же реалиями, когда центровой герой, озаглавленный Вор, переодевшись в медсестру, совершает побег из психушки, крадет мужскую одежду, добывает пистолет, машину, грабит банк, застрелив кассира, отправляется на кладбище, теряет в тумане похищенные деньги в гробу со скелетом, принадлежащим группе оккультистов, а после по списку разыскивает каждого, лишая жизни подручными средствами. Не смотря на сходство с незатейливой жестокой компьютерной игрой, где твой персонаж бегает по улицам, воруя всё подряд, расстреливая из подобранного оружия прохожих, удушая и сжигая их (не была ли эта фантазия Вуда предтече видео-развлечений?), концовка делает забавный логический твист, приводя рассказанные скитания к меткому «чёрному юмору».

А вообще фильм постигло незавидное наследие автора сценария. Его с большим трудом еле показали в кинотеатрах ограниченным количеством во благо лишь контрактных обязательств, раскритиковали, забросили на пыльную полку, и только выпуск на видеокассетах помог кое-как достичь зрителей.

Сюжет… Психически неуравновешенный Вор сбегает из сумасшедшего дома, после бродя по улицам в наряде медсестры, заполучает незаконным путём одежду, хот-дог, пистолет и машину. Дальше — больше: грабит банк, стреляет в кассира, теряет награбленные деньги в гробу. Волей случая в руки попадает список группы оккультистов, по мнению Вора, присвоивших его награбленное, посему задушив смотрителя кладбища, он отправляется в долгий путь всевозможных убийств подозреваемых… Всё написанное выше является сугубо субъективным мнением, не всегда совпадающим с воззрениями окружающих и не старающимся этого достичь.

Тысячи страшных историй на реальных событиях

Продолжить