CreepyPasta

Глаза без лица (Les yeux sans visage, 1959)

Режиссер: Жорж Франжу. В ролях: Пьер Брассёр, Алида Валли, Эдит Скоб, Жюльет Майниель, Франсуа Герин…

Когда-то Кристиан была молода, красива, счастлива. У неё был жених Жан, они так любили друг друга! И впереди была целая жизнь, полная радости, любви, путешествий, встреч, надежд и планов. Её отец, известный хирург Женессье, души в ней не чает и ни в чем не отказывает. Все рухнуло в один миг, когда Кристиан попала в страшную автокатастрофу, которая изуродовала её лицо — оно полностью обгорело. Жизнь кончилась, началось ужасное существование. Отец объявил её погибшей и спрятал в своей клинике. Его безумная любовь обрекла её на страшные муки. Он пытается пересадить дочери новое лицо, с помощью помощницы заманивая одиноких молодых девушек на виллу, где и расположена клиника. Там он снимает кожу с их лиц и пересаживает дочери. На какое — то время он дарит ей надежду, новую жизнь, новое лицо. Потом неудача, отторжение ткани, осложнение… И снова маска. Поиски причины неудач. И новая попытка обезумевшего от горя доктора вернуть дочери лицо. Новая девушка — жертва, новая операция, новая робкая надежда и новый крах всех надежд. 

Трудно даже представить, в какую муку превратилась жизнь для Кристиан, ставшей жертвой врачебных экспериментов отца. Безумная отцовская любовь превратила её жизнь в бесконечную пытку. Что чувствует девушка, которая после каждой операции видит в зеркале новое, незнакомое, неизвестное лицо, ставшее теперь её лицом? Обретает надежду на другую жизнь, а потом теряет её, и все это повторяется и повторяется? Она чувствует бесконечное отчаяние и страх. Она жаждет смерти, как избавления от муки, а отец обуян жаждой дать ей новое лицо. Тем временем полиция сбивается с ног, расследуя все новые и новые исчезновения девушек.

Когда в далеком 1959 году вышел этот фильм, он был отнесен к жанру ужасов, настолько шокирующими были сцены со снятием кожи на лице девушек. От них и сейчас пробегают мурашки по позвоночнику. Но перекормленного «мясом» нынешнего зрителя этим уже не проймешь. Впрочем, эти сцены не главное в фильме. Главное в нем не столько физические, сколько психологические страдания героини, и сейчас фильм скорее подходит жанру психологического триллера. Фильм имел большой успех и породил несколько подобных по сюжету и даже римейк Хесуса Франко «Безликие» 1987 года. Годом позже «Глаз без лица» вышел известный фильм Джорджио Феррони «Мельница каменных женщин» с похожей сюжетной основой, разве что медицинская часть там была совсем уж фантастической. Но у «Мельницы» совсем другая атмосфера и направленность именно в жанр ужасов. Жорж Франжю же своим фильмом обращается к чувствам зрителя. Этой задаче починена работа актерского состава, оператора, гримера, с учетом этого выстраивается кадр. На это же работает и безупречная игра главной героини, лицо которой большую часть фильма скрыто маской. Она создает образ несчастной, отчаявшейся девушки используя голос, глаза, пластику тела, а не мимику. И с этой сложной задачей Эдит Скоб справилась блестяще, тонко передав психологическое состояние своей героини, её трагедию и боль. В этом ей помогла и изумительная музыка, написанная самим Морисом Жарром, недавно покинувшим нас. Эта музыка просто завораживает: легкая, прозрачная, звенящая. Особенно выразительно она звучит в финале фильма, делая его невозможно пронзительным, горьким, и в то же время облегчающим душу.

Тысячи страшных историй на реальных событиях

Продолжить