CreepyPasta

Джесс Франко. Биография

Хесус Франко Манера, или, привычнее, Джесс Франко, — личность предельно демонизированная. Попробуйте назвать европейского кинематографиста, чье имя было бы связано с таким количеством скандальных фильмов! А вот и разгадка, в слове «количество».

Снимая чуть ли не по десять картин в год, каждая из которых наступала на мозоль благовоспитанности общества, легко получить не соскребаемый ярлык бунтаря, ниспровергателя и эпатажника. Уверен, что люди, знакомые с творчеством Франко только понаслышке (все эти охи-ахи, громкие эпитеты «самый-самый») испытывали некоторое разочарование после очного знакомства с его картинами. Особенно это ощущается сейчас, в XXI веке, когда современный человек смотрит на искусство, тем более массовое, иначе, чем в 60-70-е годы прошлого столетия. Порог чувствительности уже не тот. Франко того периода превратился в музейный экспонат, раритет для фанатов и коллекционеров, да и новые его фильмы — экзерсисы не для общего пользования.

Еще одна легенда, требующая, и не находящая железного подтверждения — это слава Франко как мастера фильма ужасов. Единственное, что может напугать в его фильмах — это Лина Ромей, продолжающая обнажаться в свои «далеко за сорок». В творческом наследии Франко трудно усмотреть преданность одному жанру. Его жанром был шок, в котором он видел творческую свободу, проявление самостоятельности художника. Его жанром был секс в самых разнообразных проявлениях — как одно из средств достижения шокового эффекта путем ниспровержения существовавших табу.

Но обо всем по порядку. Славу Франко принес действительно фильм ужасов — «Ужасный доктор Орлофф» (1962). Сюжет был позаимствован из французского фильма Жоржа Франжю «Глаза без лица». Речь шла о маниакальном докторе, который хотел вернуть красоту своей изуродованной дочери путем пересадки кожи с лиц похищенных девушек. Разбавив уходящую моду на готику кое-какими современными штучками, вроде обнаженной женской груди, Франко добился определенного успеха — его заметили. Это было воспринято режиссером как сигнал к действию — он начал лепить фильмы о безумцах. Тут вам и барон фон Клаус, и доктор Z. А ключевым именем картин Франко надолго остался Орлофф. Бука «а-ля рюс» — это было актуально.

Однако последующие творения Франко в жанре хоррора особого впечатления не производили. Да, он снимал ужасы, но они были плохими или очень плохими. «Граф Дракула» (1970) по Брэму Стокеру был скучен несмотря на потрясающий актерский состав — Кристофер Ли, Клаус Кински. «Эротические опыты Франкенштейна» являли собой унылый микс из знаковых фигур — доктор Франкенштей, граф Калиостро (1972). Каннибальские фильмы Франко «Охотник на Людей» (1980) и «Белая богиня каннибалов» (1981) не выдерживают никакой критики в сравнении с итальянскими. Слэшер «Кровавая луна» оживает только на последних минутах, которые копируют стиль «Хэллоуина». «Могила живых мертвецов», известная так же как «Оазис живых мертвецов» (1983), слывет одним из самых дурацких зомби-фильмов. Франко «новой волны» — рубежа веков — это преимущественно порно, хотя в названиях по-прежнему мелькают вампиры, дракулы и т. п.

Кстати, о вампирах. Они являются продолжительной любовью Франко. Ничего удивительного — плодовитый испанец на все сто процентов использовал штамп об эротическом магнетизме вампиров, который как нельзя кстати подходил сексуальной зацикленности его лент. В центре находилась фигура одинокой и очень соблазнительной вампирши. Она могла питаться кровью или жизненной энергией. А потребляла продукт традиционно — «из горла» или, например, путем орального секса. Иногда разночтения встречались даже в разных редакциях одного фильма, как это было в образцово-показательном секс-ужастике «Женщина-вампир» (1973). Впрочем, то, что Франко интересует преимущественно обнаженное тело и извращения становится очевидным гораздо раньше. Его замечательный «Суккуб» (1967) напоминает волнующее эротическое сновидение. Потом он обращается к маркизу Де Саду, делая вольную экранизацию «Философии в будуаре» — «Южени» (1969) и достаточно точно повторяющую сюжет романа одноименную «Жюстину» (1970). Тогда же выходит «Венера в мехах» по Леопольду Захер-Мазоху (1969). Впрочем, это тоже довольно невинные зрелища. «Южени» не лишена изысканности, «Жюстина» больше напоминает исторические постановки в духе «Анжелики» и имеет звездный актерский состав — Джек Пэлэнс, Мерседес Маккембридж, Клаус Кински в роли Де Сада.

В 1969 году выходит и первый women-in-prison фильм Джесса Франко — «99 женщин». WIP, сконцентрированный на эротике и насилии, становится излюбленным жанром Фракно, как наиболее отвечающий стремлениям режиссера. Франко сделал такое количество картин подобного рода, что, наверняка, способен потягаться со всеми остальными режиссерами, снимавшими WIP, вместе взятыми. Самыми известными являются две: «Ильза — свирепая тюремщица» (1977) с иконой жанра Дайан Торн и «Садомания» (1981) с порнозвездой Айитой Вилсон, переделанным в женщину трансвеститом. Жестокость отдельных моментов WIP-фильмов Франко искупается их условностью. Следует принят правила игры режиссера: этот мир насилия полностью вымышлен. Франко не делал фильмов о нацистских лагерях. Места их действия — клиники или бордели в банановых республиках.

Тысячи страшных историй на реальных событиях

Продолжить