CreepyPasta

Плата за страх (The Wages of Fear, 1953)

Абсолютно мужской фильм, стоящий на одной полке с такими мощными лентами, как «Хороший, плохой, злой», «Бешеные псы»…

Клузо, не боящийся вступать в игру различными жанрами, заходит на территорию вестерна с вкраплениями триллера — так получилась экранизация похода с одного уровня ада на другой через долину смертной тени. Кино о мужской дружбе и злобе, о силе духа, рвущей плоть обстоятельств и злом роке, витающем над «самураями», которые, если помните кодекс, встав на путь, становятся мертвыми. Сюжет: маленький городок в Южной Америке. Делать там абсолютно нечего — работы нет, вот и бездельничает стайка мужчин, ожидая счастливый билет, потому что дорога в глушь стоила 14 долларов, а вот путь обратно стоит уже четыре сотни. Внезапно происходит авария на нефтепроводе, и хозяин ищет людей: смертников, согласных перевезти на место аварии два грузовика, наполненных канистрами с нитроглицерином. В конкурсе на места побеждают обаятельный француз Марио (Ив Монтан), добродушный строитель Луиджи и суровый Бимба. К ним присоединяется мистер Джо — загадочный бандит.

Фильм идет два часа с лишним. В голове поначалу зудело: ну, о чем тут можно разводить грязь в течение двух часов? Оказалось, все для того, чтобы зритель сгрыз ногти: в кадре каждая мелочь становится опасной: камень, ухабы, рытвины, доски, солнце… Для перевозки нитроглицерина необходимо быть очень осторожным — любая встряска может привести к таком мощному взрыву, что содрогнется и провалится в тартарары иссушенная земля.

Первые сорок минут Клузо подробно раскрывает зыбкую, ленивую и удушающую жизнь в тухлом городке. От жары не спрятаться, проезд по пыли на такси — событие для жителей, работает один бар на всех, но там не спрятаться от томительного чада солнца и от времени, лениво ползущего и оттого незаметнее ворующего жизнь. Такая жизнь заставит за малейшим шансом полезть в глотку черту, что и сделали главные герои.

Режиссер груб по отношению ко всем — сочувствовать некому, разве что Линде (Вера Клузо, жена режиссера) — блаженной уборщице в баре, влюбленной в Марио. Прочие готовы на убийство ради куска золота, но каждый знает, что следует быть осторожным, осторожным во всем, даже в нервно льющихся словах. Смотришь и гадаешь — кто выживет, кто умрет, кто — победит, а кто сдастся и вымрет в зное пустыни? Кроме того, что сюжет издевается над психикой зрителя, он давит и на героев, они плавятся и меняют формы, они открывают потаенные стороны характеров и тянутся друг к другу, обретая проводника — паромщика, перевозящего души в царство мертвых. А что же плата? Страх и есть плата. Мы объедимся его сполна — при поломке машин, взрыве камня, от дуновения самокрутки, недостроенного моста Мне вспомнился фильм «Спасите рядового Райана». Во время съемок Спилберг не щадил актеров, заставляя их мокнуть в окопах, спать в палатках, совершать марш-броски. Такой опыт что-то меняет внутри тебя. Я подумал, что те, кто стал частью фильма «Плата за страх», окунулись в ужас сполна — ближе к финалу на лицах появляются мученические маски, обтесанные камнями ущелий, не имеющих широты и долготы. Чистилище не нанесено на карту.

И еще — после этого фильма вальсы будут невыносимыми. От них будет мутить.

Тысячи страшных историй на реальных событиях

Продолжить