CreepyPasta

Оно (It, 1990)

Режиссер: Томми Ли Уоллес. В ролях: Гарри Андерсон, Деннис Кристофер, Ричард Мейсер, Аннетт О’Тул, Тим Рейд, Джонатан Брэндис, Тим Карри.

Стивен Кинг всегда отдавал предпочтение телеэкранизациям своих произведений. Во многом это справедливо, ведь в формате трёхчасового фильма или мини-сериала проще воссоздать знаменитую кинговскую атмосферу, его глубокое знание быта и нравов маленьких городков США. Творчество Стивена Кинга интересно тем, что автор показывает непарадную Америку. Его герои, к каким бы слоям они ни принадлежали, самые обычные люди, у которых вполне понятные большинству людей проблемы. Метафизике «высокой» литературы писатель противопоставляет намеренно обытовлённое действие, где элементы сверхъестественного вполне удачно вставлены в реалистичную среду.

«Оно» один из самых больших и самых известных хоррор-романов Кинга, почти роман-эпопея, ведь события охватывают значительный промежуток времени. Первая часть романа — детство главных героев. Действие происходит в 1950-е гг., как раз в то время, когда сам автор был мальчишкой, что позволило Кингу передать в этой линии свои детские воспоминания. В отличие от повести «Тело», где автор чересчур увлёкся самолюбованием, откровенно списав главного героя с самого себя, Билл Денбро, хоть и являлся уже тогда сочинителем страшных историй, но во всём остальном предстаёт обыкновенным ребёнком. Писатель делает акцент не на творчестве Денбро, а скорее на его социальных связях — взаимоотношениях с родителями и друзьями. И это неудивительно, ведь «Оно» социальный роман, который совершенно напрасно рассматривать в качестве простенькой страшилки, вроде более раннего романа Кинга «Салемс-Лотт», с которого когда-то и началось моё знакомство с миром этого неоднозначного автора.

Поклонники Кинга преждевременно обрадовались в 2014 году, когда удивительный по атмосфере и стилю фильм серьёзного автора Дэвида Роберта Митчелла «Оно следует» переименовали в «Оно» и так выпустили в наш прокат, желая непременно погреть руки на денежках фанатов Пеннивайза. Но Оно Митчелла — увы и ах — скорее образ переходного возраста, нежели существо из плоти и крови. Хотя в наличии плоти мы всё-таки не будет упрекать и Оно Кинга (кстати, согласно роману это не оно, а она…

Кинг был не единственным «умником» в среде мейнстрима, кто догадался попугать публику клоуном. Коулрофобия на самом деле весьма распространённое явление среди детей, особенно впечатлительных натур, которые, возможно, шестым чувством, улавливают непременную фальшь за обликом клоуна. Как говорил малоизвестный ужасогерой Киллджой, клоун из ада, «моё лицо — это маска, но что скрывается за ней?». Ведь человек не может быть всегда весёлым. Дети, боящиеся клоунов, улавливают фальшь эмоций, и эта неискренность пугает их. Какие на самом деле чувства испытывает человек, прячущийся за красным носом и белым гримом?

Стивен Кинг, неплохой знаток европейского кинематографа, если судить по его книге «Пляски смерти», возможно, видел великий шедевр Ингмара Бергмана «Седьмая печать», где шведский мастер новаторски представил смерть в образе клоуна. Но если «серьёзный клоун» Бергмана отражал во многом восприятие смерти главным героем, для которого она была желанна, то клоунский антураж зла Кинга — как приманка для детей, дабы втереться к ним в доверие. Ведь существо питалось страхом, который особенно легко получить от ребёнка, слишком маленького, чтобы быть Фомой неверующим. Интересно, кстати, что роман Стивена Кинга вышел примерно в то же время, что и комедия ужасов «Клоуны-убийцы из космоса», где с редкой иронией была высмеяна цирковая эстетика.

Первая экранизация «Оно» последовала весьма скоро — через 4 года, что любопытно, учитывая, что и роман писался именно 4 года. В мёртвом свете Стивен Кинг противопоставляет два мира — взрослых и детей, показывая, что дети, за редким исключением, более склонны к добру. Они ещё не умеют врать, вступать в сделки с совестью, оправдывать себя. В их глазах ещё горит огонь жизни, любви, веры, в то время как глаза взрослых из Дерри отражают лишь тусклый мёртвый свет. Существо прижилось в городе именно потому, что нашло благодатную почву. Подобно демону, оно питается не только страхом, но и негативными эмоциями людей. За любым разладом в семье, равнодушием, жестокостью стоит белое лицо Оно. Его клоунский вид, словно отсылка к средневековой традиции, где дьявол часто изображался в образе шута. Существо подвергает осмеянию все лучшие качества людей, не верит в дружбу, самопожертвование, а потому вовсе не хилые материальные предметы в руках детей причиняют вред существу. Оружие против него — их вера, любовь друг к другу и готовность бороться за ближнего своего.

Стивена Кинга нельзя упрекнуть в следовании христианским традициям. Во времена его молодости бог для писателя был величайшим из монстров, как он откровенно писал в «Салемс-Лотте». Однако с годами его восприятие добра и зла менялось. Монстры уже не были маскарадом, чисто внешними сюжетами, рассчитанными на невзыскательный вкус. Он стал смотреть глубже, воспринимая весь мир как борьбу неведомых сил с человеческой святостью, если говорить словами Ингмара Бергмана.
Страница
1 из 2
Меню Добавить

Тысячи страшных историй на реальных событиях

Продолжить