CreepyPasta

Деревня проклятых (Village of the Damned, 1995)

Режиссер: Джон Карпентер. В ролях: Кристофер Рив, Кёрсти Элли, Линда Козловски, Майкл Паре, Мередит Сэленджер, Марк Хэмилл, Питер Джейсон…

Заранее рассматривая фильм по составляющим можно предположить, что постановка будет весьма удачной. Ведь режиссёром является мастер своего дела Джон Карпентер. К тому же за основу взят фантастический рассказ и экранизация 60-х, а ведь известно, что и его культовое «Пожалуй, несостоятельна сама сюжетная концепция, которая как раз сгодилась бы для 50-х или 60-х, когда экраны по праву актуальных фобий заполонили триллеры об инопланетянах в разном обличии. Тогда мир пребывал пред непознанными открытиями космоса, его чернота манила и пугала. Что из него ожидать? Добро или зло? Захватчиков или послов с благими намерениями? Человек запустит спутник в небеса, и вскоре сам полетит на ракете, приоткрыв только край чарующей зловещей звёздной завесы… Но в середине 90-х в кинематографе эта тема почти изжила себя за малым исключением, прилично просуществовав в продуктивном виде не одно десятилетие гораздо ранее. Посему изначально, думаю, снимать историю об инопланетянах-захватчиках оказалось неблагоприятным. Да и если бы в масштабах яркого сопротивления в качестве развлекательного полотна, однако, Карпентер поступил иначе, сузив рамки в пределах маленькой американской деревушки с двумя тысячами проживающего населения. И ещё пред нами не гротескные чудища своим видом вызывающие любопытство, а дети. Именно лишь белокурые детишки с изредка светящимися глазами представляют весь ужас. Конечно, дети недурственны для некоторых пугающих фильмов, иногда их напор силён, только здесь они выдались весьма однобоко поданными в своей жути.

К тому же, к сожалению, хронометраж заметно отчуждён от удачного «живого» ритма, ощутимо превращаясь в плавное тягучее полусонное повествование на целую полновесную половину ))) отданную лишь сугубо под сюжетную завязку. То есть, как можно примерно прочитать из аннотации на коробке с фильмом: нечто пролетающее над маленькой деревушкой заставляет жителей потерять сознание, а чрез какое-то время вновь пробудиться. Подобное странное явление не случайно, ведь некоторые женщины одновременно получат общий диагноз — беременность, отчего спустя девять месяцев родят на свет поколение вундеркиндов без эмоций, обладающих телепатическими способностями. Как не трудно догадаться, дети от пришельцев будут защищать свои скрытые интересы, не гнушаясь на ментальном уровне заставлять совершать самоубийства неугодных. Собственно эти самые сцены убийств хоть как-то вносят разнообразие и что там скрывать — хоть какую-то толику ужаса и тревог в бесконечной череде молчаливо шагающих ровной шеренгой светловолосых загадочных детей на фоне растерянных жителей. Однако как-то быстро однотипные сниженные в кровавом рейтинге гипнотические проделки утомляют предсказуемостью. Вся надежда на концовку, но она превращена в… боевик с автоматными перестрелками, да под властью скоротечного сумбура. Режиссёр не удивляет ходом повествования, собственно чего ожидаешь, то примерно и произойдёт.

Что ж, вместе с тем, кино не лишено находок и удач за всей изматывающей растянутостью очевидного. Карпентеровская атмосфера вязкой неясности, угнетающего висящего в воздухе фатума в каждом кадре и сцене ещё не растеряна окончательно, пускай её не причислить к терпким образцам раннего творчества. Его музыкальное сопровождение, изредка стучащего глухим гулом сердца, наводит иррациональную жуть. А инопланетные дети пускай однобоки в предсказуемой агрессии, но меж ними и взрослыми порой возникают интересные диалоги-стычки. Герой Кристофера Рива то и дело с захлёстывающими эмоциями пытается добиться от них истины, понимания, человечности, а те с непроницаемым каменным бледным лицом выдвигают в ответ философию о неминуемой борьбе видов, о единственно успешном законе выживания на планете. И у каждого своя правда, поэтому вдумываться любопытно. А не похвалить операторскую работу было бы непростительно: панорамные поистине красивые медитативные кадры с самого начала внедряют в верный поток повествования, этакой далёкой от остального мира деревни на краю земли, где произошёл внеземной эксперимент, или же искусственный прыжок эволюции видов, или первые шаги к порабощёнию планеты?

В итоге фильм может стать неплохим зрелищем, если ожидать от него лишь крайне неторопливого зловещего рассказа о жителях, коих угнетают школьники-пришельцы, умственно посылая повеления к самоубийствам. А нравственная центровая проблематика занятна, пускай и особо не развита. Она заключена в интересном вопросе — что возьмёт вверх в чадах с платиновыми волосами и светящимися очами? Ведь их родители не только бездушные лишённые эмоций инопланетные формы жизни с холодным расчётом и сверхспособностями, так как в контраст матери вполне земные женщины, да и вокруг люди, а значит уже наполовину обязаны быть все те составляющие, которые, по мнению пришельцев, делают существ экспансивно слабыми, подверженными чувствам, возможно даже наличию души.

PS: Эта работа стала последней в творчестве Кристофера Рива перед ужасным событием, которое до конца его дней лишило актёра способности полноценно жить и играть перед камерой, как прежде.

Тысячи страшных историй на реальных событиях

Продолжить