CreepyPasta

Песня девственниц (Devicanska svirka, 1973)

Режиссер: Джордже Кадиевич. В ролях: Оливера Вуко (Оливера Катарина), Горан Султанович, Иван Ягодич, Осман Халилкович, Тома Курузович…

Любовь к таинственным и страшным историям, наверное, генетически передалась нам от предков, которые в долгие зимние вечера любили собираться в каком — нибудь из домов по нескольку человек, и рассказывать друг другу истории о ведьмах, чертях, водяных, русалках и прочей нечисти. Ну не сидеть же прясть, вязать или вышивать молча. Или же страстью к этим историям мы заразились в летних лагерях, когда после отбоя в темноте по очереди рассказывали всякие ужасы про Черную или Красную руку, Черный гроб на колесиках, восставших мертвецах, дрожа от страха и любопытства. Такие истории передавались из уст в уста не одним поколением. Ведь даже Гоголь написал свои страшные повести «Вий», «Майская ночь или утопленница», «Пропавшая грамота» и многие другие, основываясь на рассказах, которые слышал с самого детства от крестьян в украинских селеньях.

Фильм Джордже Кадиевича «Песни девственниц» — одна из таких историй, ставших легендами, преданиями в народе. Сюжет развивается неторопливо, тайна с самого начала окутывает то, что мы видим на экране, тайна, загадка, печаль, неизвестность — все это великолепно воссоздано в кадре профессиональной работой оператора, игрой света и тени, черного и белого цвета. А ещё завораживающим пением сирен, которое звучит в кадре очень часто, да еще дополненное странной, диссонансной музыкой, как будто где — то играет на арфе безумец не в лад, то очень быстро, то медленно перебирая струны. Этот черно — белый фильм, снят в Югославии в 1973 году, когда и самого жанра фильма ужасов в наших странах официально не существовало. А вот фильмы такие очень редко, но снимались. И такие раритеты — настоящая находка для любителя страшного кино.

Молодой парень Иван путешествует по стране, направляясь в большой город. Под вечер карета добралась до одного села, невдалеке от которого стоял старый замок. Нанятый кучер высадил его, и отказался ехать дальше. Ничего не объясняя, он умчался прочь. Местные жители тоже чужаку не обрадовались, но и дальше его везти не соглашались. Пришлось идти пешком, к старому замку. Местный мальчик стал уговаривать его не ходить в замок госпожи Сивиллы, это опасно. Вылетевшая из-за поворота карета Сивиллы сбивает мальчика. Сама Сивилла испуганна происшествием и просит помочь отвезти мальчика в замок. Иван соглашается и попадает в этот странный замок, из которого слышится странная музыка и пение, и в сторону которого селяне даже смотреть боялись.

Мальчика, не смотря на все их старания, спасти не удалось. Сибилла просит не оставлять её в такую минуту. Очарованный её красотой, Иван соглашается с радостью, говоря, что будет с ней, пока будет её нужен. В ответ Сибилла вдруг разражается диким смехом. Она была очень странная, любила вести странные разговоры о смерти, пробуждении от смерти, мести и убийстве. Любила сравнивать себя с птицей. Детей у неё не было. После смерти мужа в замке жили только она и слуга Бартоломео, личность тоже весьма странная. Но Иван так полюбил Сибиллу, что не обращал внимания на такое их поведение. К тому же Сибилла ответила ему взаимностью, они проводили время, бродя по замку. И только странная музыка, доносящаяся из самой верхней башни, не давала ему покоя. Кто играет там, зачем, на чем? Сибилла ответила, что эта музыка — любовь, и тайну её она откроет в самом конце, когда Иван будет уходить. Тогда она обязательно покажет ему эту башню. Ну а пока они могут упиваться своей любовью и танцевать под эту музыку. Ведь два — три дня он может себе позволить остаться тут.

Сама эта история, как и атмосфера фильма, очень напоминают мистические произведения Эдгара По. Атмосферой любви, страсти, смерти пропитан каждый кадр, все диалоги и рассуждения героев, так или иначе, сводятся к этим двум вечным понятиям. Иван плывет в этом мороке, не в силах вырваться из него. Он пытается бежать из замка, но звуки странной музыки песни возвращают его назад, как пение сирен заставляло моряков плыть навстречу своей гибели. И уже невозможно уйти, не узнав тайны этой музыки и пения. Какой бы страшной она не была. И чего бы эта тайна не стоила при этом.

В этом фильме нет чудовищ и монстров, привидений и прочей жути. Но есть ясное ощущение чего — то таинственного, страшного, что нарастает и нарастает, неотвратимо приближаясь к развязке. Ощущение тяжелого, страшного сна, когда хочешь и не можешь проснуться. Надо отдать должное Оливере Вуко (Оливера Катарина), она просто великолепна в роли Сивиллы. Именно на ней, на её игре держится вся атмосфера тяжелого, вязкого ощущения страха, тайны, беспокойства. Глядя на неё понимаешь, почему она была признанной звездой 70-х. Любители хоррора могут знать её по фильму «Печать дьявола», где она тоже сыграла главную роль. Но здесь у неё роль гораздо глубже и драматически, и психологически, и эмоционально. К тому же сыграна безупречно. Ну а мы можем получить удовольствие и от игры актеров, и от самой истории, и от атмосферы страшной тайны, такой знакомой нам с самого детства.

Тысячи страшных историй на реальных событиях

Продолжить