CreepyPasta

Зловещая темнота (Descent, 2005)

Слава предыдущего фильма Нила Маршалла — «Псов-солдат» — бежала впереди его нового творения — «Зловещей темноты». Превью пестрили многообещающим: «настоящая жесть», возврат к классическому хоррору 70-х. Первые рецензии тоже мало чем отличались по тональности. Глянцевые журналы о кино приучили нас не очень-то верить подобным выступлениям. Однако со «Зловещей темнотой» дело обстоит не как обычно. Все написанное о картине в превосходной степени — чистая правда.

Фильм имеет четкую трехчастную структуру. В первой мы знакомимся с шестеркой подруг-экстремальщиц, готовящихся к спуску в зловещую пещеру, раскрывшую свой зев посреди девственного леса. Знакомство будет поверхностным (этот упрек, один из немногих, звучал практически во всех материалах). Более мене четкое знание мы получаем лишь о Саре, чья семья год назад погибла в автокатастрофе.

«Завал» — так условно можно назвать вторую часть. Обвал узкого прохода отрезает девушек от обратного пути. Единственное спасение — пробиваться вперед в надежде отыскать еще один выход из подземного лабиринта. Клаустрофобическая атмосфера изматывает — кажется, что низкие своды пещеры давят не только на героинь, но и на затаившего дыхание зрителя. Рискну предположить, что если бы весь фильм был построен как «спелеологическая драма» о поисках выхода — он все равно был бы обречен на успех. Настолько реалистично режиссер переносит нас в свой фильм. Я почти не сомневался, что моя комната значительно уменьшилась в размерах, а выйду я из нее только в том случае, если хоть одна из героинь увидит свет в конце тоннеля.

Но проявлять милосердие к нам, зрителям, Маршалл не собирался. Будьте уверены, заплаченные за «фильм ужасов» деньги он отработает сполна, именно за вышеозначенный жанр. «Подземные каннибалы» — вот что ждет находящихся на грани нервного срыва женщин. Этакие «горлумы», белесые твари, усеявшие обглоданными костями места своего обитания. Первобытное побоище — точнее обозначить происходящие не удастся. Рвется плоть, трещат кости, фонтаны крови окрашивают стены мрачного подземелья. Камера мечется, но все равно успевает зафиксировать самый смак — никаких стыдливых отъездов, все в кадре.

Маршалл не изобретает новый жанр. Фанаты хоррора по ходу просмотра будут отмечать — вот оператор по-кубриковски пролетел над лесным массивом, вот «по-ведьмоблеровски» нам предлагают взглянуть на кошмар через объектив любительской видеокамеры, да и сама ситуация «монстры за каждым поворотом лабиринта» обыграна была не единожды. Но вспомним, хотя бы, недавний «Дум». Это не работало, вызывало зевоту. Здесь — работает, да еще как.

О «Зловещей тьме» уже довелось слышать; «лучший английский хоррор последнего десятилетия». Выскажу субъективную оценку. Лучший — на сегодняшний день — хоррор XXI века. По степени увлекательности происходящего и эмоциональной вовлеченности зрителя кино превосходит все, что выходило за последние несколько лет. И не только в хорроре.

Тысячи страшных историй на реальных событиях

Продолжить