CreepyPasta

Запретная планета (Forbidden Planet, 1956)

Режиссер: Фред М. Уилкокс. В главных ролях: Уолтер Пиджон, Энн Френсис, Лесли Нильсен, Уоррен Стивенс, Джек Келли…

Данный замечательный фильм поражает своим размахом, пускай и несущим все характерные черты для Sci-Fi 50-х годов двадцатого века. Однако в этом вся его прелесть, когда зритель буквально утопает в красочной феерии наивной фантастики своих лет. Тогда, когда место человека в космосе затрагивало многие сердца писателей и режиссёров, делающих свои специфические постановки без тени пародии или комедии, являя на экране забавные ряды мигающих лампочек да бессмысленных рычажков, хаотично торчащих на стенах летательных аппаратов. В те дни это было не важно, ведь кто задастся вопросом по поводу отсутствия хоть минимального компьютера на борту космического корабля в виде пластиковой тарелки, если капитан с командой при серьёзно сведённых бровях контролируют дальний межпланетный полёт, сверяясь со стеклянной сферой на столе, где изображена лишь линейная шкала? Или кто захохочет над частым маркетинговым ходом вписывать в начальные титры с актёрским составом имя выдуманного персонажа — робота Робби, пускай он ещё впоследствии лет отыграет в нескольких фильмах, став визитной карточкой своего направления?

Но это в те далёкие дни эффект был совсем иной, вызывающий примерно схожий визуальный восторг с номинацией на престижную премию Оскар за Лучшие спецэффекты 57-го года, как и нынешняя обласканная поездка в мир Пандоры с синекожими хвостатыми существами. Сейчас всё по-иному, в наши дни есть два подхода к рассмотрению: исторический и любовно-нежный. И, надо отметить, каждый получит сполна в предоставленном материале, возможно, неотступно работающем в оба направления при цельном тандеме.

Как эталон, ставший одним из символов американского фантастического цветного и широкоэкранного блокбастера ушедшего пласта кинематографа, фильм может похвастать роскошными масштабными декорациями, воссоздающими целую громадную планету с неповторимым ландшафтом и растениями, взращенными под зелёным небосводом сразу двух лун, при внимательном рассмотрении отдающих милым сердцу мерцанием плоских стен павильона, расписанных художником. Очарование данной картины в её ушедшей эпохе, когда многое требует от зрителя того, чего почти нет ныне из-за обилья правдоподобных спецэффектов. И это — фантазия. Та самая индивидуальная работа мозга, которая позволяет зрителю принимать, как должное выстрел бластера, произошёдший при помощи рисованной анимации или ужасное инопланетное чудище снова родом из мультфильма поверх целлулоидной плёнки с живыми людьми.

Сколько здесь ещё наивного, но уже уверенно сеющего полноправные семена жанра, любопытно рассказывающие хрестоматийную историю про полёт в дебри загадочного космоса, всё больше цветасто-пёстрого и предвещающего научную славу человечеству, нежели лишь устрашающего непобедимыми монстрами или полным крахом песчинки в море холодных звёзд. Человек в ракете — пока ещё не жадный хозяин внеземных ресурсов или работяга при их рутинной добыче в серой железной консервной банке, наделённой скоростью света. Это пытливый исследователь мира с горящими глазами, гордо зовущийся космонавтом в начищенном до блеска челноке. Конечно, если учёный в кадре, то обязательно гений, хоть добрый или злой, это вовсе не важно. Главное он всё время обременён наукой, поиском, попутно создавая чудесные механизмы, облегчающие людской разум заботами о насущном, когда достаточно нажать на единственную кнопку и все твои потребности будут исполнены. Или позвать между делом робота — то есть статиста, еле передвигающегося в своём неуклюжем гротескном костюме с мигающими огоньками и торчащими изогнутыми антеннами — дабы тот сварил кофе, сшил платье в бриллиантах, попутно произведя обед и любое сырье для межпланетного корабля, лишь узнав его молекулярный состав. Космическая красавица так прелестна и невинна, однако уже сдержанно сексуальна в новомодных мини-юбках на футуристическом фоне или готовая поплавать голышом во внеземном озере с изумительными кустами.

А если есть образ красавицы, то будет и рыцарь, тот самый пытливый Человек из команды себе подобных улыбчивых покорителей дальних пространств. Капитан корабля, чьё кредо — доблесть, с безупречными идеалами всегда при аналогичном идеальном проборе в причёске, с таким приятным глазу хорошо знакомым лицом Лесли Нильсена (Leslie Nielsen). Нет, ещё не пенсионера-комедианта с пистолетом наголо, а серьёзного геройски-красивого идеала с прямой спиной и отсутствием всякой характерной седины да нелепых гэгов.

Проблематика — высока, глобальна, за мишурой футуризма с отдалёнными планетами, копаясь лишь в демонах души людской, создающей чудищ из пороков, предостерегая на примере полубожественной вымершей расы инопланетян обратной стороной безграничных знаний. Духовное никто не отменял при успешном развитии технического прогресса. Чудесные планеты ждут тебя, полные запретных знаний, но дорос ли ты до Человека или всё ещё внутри скрываешь под слоем интеллекта ужасного первобытного монстра?

Тысячи страшных историй на реальных событиях

Продолжить