CreepyPasta

39 ступеней (The 39 Steps, 1935)

Режиссер: Альфред Хичкок. В ролях: Роберт Донат, Мэдлен Кэррол, Люси Маннхайм, Годфри Тирл, Пегги Эшкрофт…

Мы говорим — «триллер», — подразумеваем «Хичкок», говорим — «Хичкок», — подразумеваем «триллер». И это действительно так, ведь нет в мире ни одного киномана, кто не знал бы имя выдающегося режиссера, «короля саспенса», одного из величайших кинобогов 20-го века, без которого развитие кино было бы так же немыслимо, как без Чаплина, Сеннета, Гриффита, Эйзенштейна, Мурнау и др. Самые знаковые фильмы жанра в 30—70-х гг. принадлежат рукам этого маститого старикана, за самые значительные и яркие находки и жанровые штампы кинематографисты всех стран благодарят его. Мастер, гуру, учитель. Легенда.

Однако зритель неискушенный часто судит скоро и не всегда справедливо. Увидев «Птиц» и едшие психопаты не режут никого в душах, а природа не бунтует против зарвавшегося человека. Где Хичкок? Где руки мастера? — спрашивают многие. Но ведь мастерство не в том, чтобы создавать фильмы под копирку — это скорее издержки профессионализма, если каждый последующий фильм похож на предыдущий, мастерство, в первую очередь в самовыражении и в разнице, которую каждый может почувствовать, глядя на каждый фильм того или иного автора. Этот фильм узнаваемо-хичкоковский, и в тоже время, достаточно оригинальный и непохожий на другие ленты гения.

Справедливо считают, что каждый популярный режиссер, интересен не только сам по себе, но и как явление социальное: успех приходит к нему чаще всего тогда, когда ему удается отразить дух времени, мысли и настроения, волнующие сегодня его современников. В равной степени поэтому явление социальное — и любимые фильмы режиссеров, их интерес к тем или иным темам. «39 ступеней» — фильм ничуть не хуже других шедевров Хичкока, просто он целиком и полностью порождение духа своего времени.

Во-первых, он создан в довоенный период творчества Хичкока в Англии, когда мастера саспенса собственно сам саспенс волновал мало. Зато Хичкок тонко уловил настроения людей накануне Второй Мировой, которая еще не началась, но тревога расползалась по воздуху, как тесто по сковородке. Люди боялись не психопатов. В 30-е гг., когда по всему миру, как грибы, стали вырастать новые государства, а в старых менялись правительства и убеждения в угоду очередным диктаторам, люди стали опасаться за свое благополучие и спокойствие: стали бояться шпионов, стукачей, шантажистов. Особенно в старой доброй Англии, привыкшей к флегматично-размеренной и благополучной жизни, беготня и толкучка 20-го века воспринималась с раздражением и почти паническим ужасом.

В фильме совершенно типичный для многих произведений Хичкока сюжет. Во главе его «ошибочно обвиненный» человек, менее всего подходящий на роль, которое неправедное правосудие ему приписало. Череда роковых случайностей ввергает ничего не подозревающего иностранца, спокойно отдыхающего с Англии, в шпионский скандал. И дальше все очень по-хичкоковски: наивный и простоватый герой должен очистить свое имя ото лжи и остаться в живых, при этом он должен соблюдать условия разыгра широкий общественный резонанс. Хичкок оказался очень точен и своевременен в воспроизведении мещанских страхов 30-х гг., и был очень хорош в создании «мании преследования», поэтому «39 ступеней» впоследствии многократно находили отражение в кино, в качестве римейков, заимствований и подражаний. Я не говорю уже о находках, так рьяно используемых другими режиссерами, впервые появившихся именно в «39 ступенях». Например — постоянные столкновения со случайной попутчицей, ставшей впоследствии единственным помощником героя или уже ставшее стереотипом постоянное попадание героя именно в те места, где его с легкостью узнают даже уличные мальчишки и т. д. Ну, а последний римейк должен выйти в 2011 году. Впрочем, не думаю, что кто-то снял или снимет лучше. В 1935 году появился пример идеального ироничного приключенческого триллера, сконцентрировавшего в себе самые сильные стороны двух жанров, с любовью и тщанием соединившего триллер о мании преследования со шпионской комедией. Все тот же Хичкок, просто в другое время и с другими мыслями. А пугать? Не сейчас. Он нас еще попугает!

Тысячи страшных историй на реальных событиях

Продолжить